Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие современных информационных, коммуникационных технологий, робототехники



1. Развитие технологий поддержки принятия стратегических решений.

2. Внедрение новейших разделов грид-технологий и клауд-компьютинга.

3. Развитие технологий ситуационного управления во время принятия управленческих решений.

4. Развитие технологий развития национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе с использованием радиотехнологии MITRIS.

5. Внедрение новейших технологий в специальные телекоммуникационные сети, в частности в Национальной системе конфиденциальной связи.

6. Развитие технологий изготовления оптических носителей для долговременного хранения информации.

7. Развитие суперкомпьютерных технологий для решения задач в области экономики; управлении сложными объектами в экологии, биологии и медицине; обороноспособности государства.

8. Развитие технологий трехмерного реалистичного интеллектуального моделирования сложных техногенных систем, которые разработаны с учетом методов и средств неогеографии и зоогеографии.

 

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Система мероприятий, с помощью которых осуществляется государственная инновационная политика в ведущих странах мира, предусматривает:

1) Финансирование. В США эффективные исследовательские центры и венчурные фонды полностью или частично финансируются (первые 5 лет) из федерального бюджета. Во Франции прямое финансирование инновационных разработок составляет 50% на их создание; финансирование практически всех крупных проектов в странах ЕС;

2) Бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений (США);

3) Предоставление займов и кредитов(без выплаты процентов – Швеция; предоставления дешевых кредитов – Япония);

4) Создание фондов внедрения инновации с учетом риска(Нидерланды, Швейцария, Франция);

5) Налоговая политика.В США насчитывается больше чем 100 льгот, которые активизируют НТП.В данной странесумма недополученных в форме налоговых средств отвечает вкладам фирм в инновационный процесс. в Ирландии применяется снижение ставок налогообложения для компаний, выполняющих НИОКР. В Швеции, Японии, Франции, Великобритании, Италии налоговое законодательство предусматривает возможность 100 % учета из облагаемого налогом дохода сумм, направленных на финансирование текущих расходов на НИОКР;

6)Амортизационная политика. В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет;

7) Создание широкой сети специализированных государственных служб из стимулирования инновационной деятельности(Великобритания, Франция): финансовая, информационная поддержка, помощь в патентовании и внедрении.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих ИД:

§ предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели

§ уменьшение налога на прирост инновационных затрат

§ «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов

§ льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций

§ снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР

§ связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов

§ льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности

§ уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям

§ вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций

§ зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция)

2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария)

3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового НТП, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея, Китай).

Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

В данном вопросе рассмотрим опыт государственного регулирования ИД стран, входящих в технологическое ядро мирового развития: США, Японии, Германии, Англии, Франции.

США. Органами государственного регулирования ИД в США являются: Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования); Американский научный совет (курирует промышленность и университеты); НАСА (Национальное космическое агентство); Национальное бюро стандартов; Национальный институт здравоохранения; Министерство обороны; Национальный центр промышленных исследований; Национальная академия наук; Национальная техническая академия; Американская ассоциация содействия развитию наук.

Существенным элементом прямой поддержки инновационных процессов США является формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. д.) и само выступает его агентом, например при покупке или продаже лицензий. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг: связи, тепла, электроэнергии и т. д.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, высокая). Следует также отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях и т .д.

Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей.

Как и в других странах технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы-«отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

Наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции. Неудивительно, что страна занимает первое-второе место в мире по уровню конкурентоспособности.

Япония. В организационную структуру государственного управления НТП Японии входят: Управление по науке и технике; Японская корпорация развития исследований; Совет по делам науки; Управление национальной обороны; Министерство финансов; Министерство внешней торговли и промышленности; Японская торговая комиссия; Министерство образования; Ассоциация промышленных технологий.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации. Роль управления Национальной обороны невелика.

Государственные расходы на НИОКР достигают 3,5% ВВП, в основном они идут на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера. На смену вытеснению иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров происходит ещё более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество товаров. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.

Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспортера, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. д., японские государственные органы широко используют и косвенные методы. К ним можно отнести следующие:

- целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

- содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

- контроль за научным обменом с зарубежными странами;

- господдержка разработки и реализации японского прогноза развития науки на 25 лет.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений «шестицелевой» программы японского правительства по завоеванию Японией прочных позиций технологического лидера. Проект разработан центральными местными органами, академическими и деловыми кругами под эгидой МВТП Японии, принят в 1982 г.

В результате активной инновационной деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, продолжительности жизни населения.

Страны ЕС. Несмотря на то, что входящие в ЕС государства неоднородны по своему инновационному развитию, здесь можно выделить общее в построении НИС.

Ведущими в составе Евросоюза являются Германия, Англия и Франция. Вместе с США и Японией они входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно третье, четвертое и пятое места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,4; 2,3 и 2,2% в ВВП.

Особенностями стран Евросоюза являются:

- дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

- большая плотность населения

- высокий технологический уровень производства и информатизации;

- уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям;

- государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары;

- применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов продукции;

- индикативное планирование инновационной деятельности;

- развитие наукоемких отраслей народного хозяйства;

- высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

Как следствие в этих странах высокое качество жизни населения. Евросоюз уделяет большое внимание активизации ИД. К основным направлениям инновационной политики ЕС относятся:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в ЕС. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций» – предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне. Второй раздел плана посвящен координации его выполнения. Третий – созданию системы передачи информации по инновациям и технологиям, совершенствованию патентной системы, унификации и стандартизации. Четвертый – мероприятиям по повышению инновационного потенциала менее развитых стран (Греции, Ирландии).

С 1988 г. действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР. В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты: ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем, 1984 г.; РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе, 1985 г.; ЭВРИКА – комплексная программа, принятая в 1985 г. по инициативе Франции. Цель – стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций, и организовать скоординированные Европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц и искусственный интеллект.

В целом стимулирование ИД в ЕС осуществляется по тем же принципам, которые приняты в международной практике.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.