Классификация экскурсий
ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Экскурсии – это форма организации
учебной деятельности, которая позволяет проводить на-
блюдения и изучать природные процессы в естественных
условиях.Методические рекомендации к проведению экскурсий
были впервые даны А.Я. Гердом. В статье «Об естественно-
исторических экскурсиях» он писал: «Экскурсии должны
служить дополнением к урокам... должны показать взаимные
отношения царств природы. Экскурсии стали обязательной формой обучения в 1901 г.
Большую роль в разработке методики их проведения сыграл
Д.Н. Кайгородов. Труды Д.Н. Кайгородова послужили толчком к развитию экскурсионного дела. По каждой экскурсии велась предварительная подготовка,
определяющая цель экскурсии, организационный план и
методические приемы ее выполнения, дополнительные зна-
ния, требующиеся для ее успешного проведения. Во время
подготовки среди учащихся определялась отчетность по экс-
курсии. Проработка учебного материала проводилась по
окончании экскурсии.
Методические рекомендации к проведению экскурсий того
времени несут в себе немало ценного для современных учителей. К недостаткам в организации экскурсий, по мнению Б.В. Всесвятского относятся:
· во-первых, слабая ориентация
учителей в местной природе,
· во-вторых, неумение отобрать из обилия лишь тот материал, который необходим,
· в треть-
их, незнание методики экскурсионной работы.
Эти недостатки имеют место и в современной школе. В настоящее время программы начального курса естество-
знания предусматривают обязательное проведение экскурсий. Даты их проведения вносятся учителем в календарно-тематический план. Предусмотренные программой экскурсии про-
водятся в учебное время, их содержание должно быть связано
с предыдущими и последующими уроками естествознания.
Классификация экскурсий
Выделяют:
· вводные,
· текущие,
· обобщающие экскурсии.
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее пред-
ставление о природных объектах и явлениях, которые им
предстоит изучать на последующих уроках.
Главная цельвводных экскурсий – формирование образ-
ных представлений, на основе которых будут в дальнейшем
развиваться новые понятия.
Примером могут служить вводные сезонные экскурсии.
Текущие экскурсиипредполагают знакомство в природе с конкретными объектами и явлениями,
которые изучаются на текущих уроках.
Примером является экскурсия по изучению форм поверх-
ности родного края.Учащиеся на ней работают по следую-
щим заданиям:
1. На месте работы, с помощью компаса, определите на-
правление сторон горизонта. Нанесите их на планшет.
Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы
или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природ-
ные объекты и явления, которые изучались на предыдущих
уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и
систематизируются знания, полученные учащимися в про-
цессе изучения темы.
Примером могут служить экскурсии по изучению природ-
ных сообществ, которые проводятся после изучения крае-
ведческого раздела.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.