Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационное поведение.



1 тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ.

1- ПОНЯТИЕ О ГРУППЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП?

2- ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НВ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ?

3- ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ?

4- ДИНАМИКА ГРУППЫ?

5- МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?

ГРУППА- комбинация 2 и более людей взаимодействующих дру\другом для достижения целей. Психологическое признание друг друга, как членов группы.

Классификация:

1) По размеру: малые и большие группы(не все друг другом взаимодействуют, отсутствие непосредственного общения)

Есть понятия большая и малая группа; в социологии или психологии. В разных науках они не совпадают.

2) По составу: гомогенные(похожи по многим характеристикам) и гетерогенные группы.

3) По структуре: функциональные, политические, социально- демографические, поведенческие, мотивационные, социально- психологические.

4) По характеру внутренних связей: формальные и неформальные.

5) По статусу: официальные и неофициальные.

6) По сроку существования: временные и постоянные группы.

7) По степени свободы вхождения в группу и участия ее в работе: открытые и закрытые.

8) По внутреннему разделению труда: с полной взаимозаменяемостью работника, с ограниченной взаимозаменяемостью работника, с глубоким разделением труда.

9) По значению членства в группе: референтные(в которой я хотела бы быть и меня интересуют ее правила) и группы членства(я в ней могу быть, но меня не интересуют ее правила).

10) По функции: ориентированные на достижение цели, ориентированные на интерес.

11) По эмоциональной близости: первичные и вторичные.

12) Ответственные и эмоциональные(формируется на основе страха и других непозитивных вещей. Осмысленной цели сущ. нет).

Мотивы вступления в группы:

1- Достижение цели

2- Аффилиации

3- Обеспечение безопасности

4- Потребность в уважении и самоуважении удовлетворяет группа

5- Усиление власти

Члены индивидуалистических культур вступают в группы чаще, чем коллевистические., но при этом они меньше преданны к группе.

 

 

2 Вопрос: ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НВ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ?

Преимущества работы в группе:\

1) Увеличивается результативность.

2) Появляется возможность интегрировать знания, умения и навыки группы.

3) Повышается гибкость, оперативность и качество принимаемых решений.

4) Группа способствует индивидуальному развитию.

5) Группа позволяет во времени распределить работы, что увеличивает скорость достижения результата.

 

Недостатки:

1) Стремление к частным групповым целям.

2) Поляризация интересов.

3) Потеря времени.

4) Доминирование одного из членов группы и эскалация участия.

5) Разделение ответственности ведет к уходу от ответственности.

Влияние присутствия других людей ведет к эффекту социальной фасилитации.ФАСИЛИТАЦИЯ- процесс, когда присутствие других людей делает более вероятной доминантную реакцию. Ведет к более совершенному выполнению задачи хорошо освоенных заданий и ухудшает выполнение неосвоенных задач.

Эффект включения в группу. Эффект социальной лености или расслабленности или эффект Ренгельмана. По мере увеличения кол-ва числа участников группы производительность падает.

Эксперименты Джексона и Вильямса: предлагали группе испытуемых 2 уровня задач. При решении простых задач производительность ухудшается при групповой оценке и возрастает при индивидуальной оценке. При решении сложных задач наоборот. Возрастает при групповой оценки.

3 Вопрос: ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ?

 

1- Размер и состав группы. Группа не должна быть больше 16-17 человек, если она больше, то она автоматически будет разделяться на подгруппы. Большие группы эффективно выполняют аддитивные(такой вид работы, когда каждый член группы выполняет одинаковые обязанности и продуктивность группы определяется суммарным вкладом ее членов) и дизъюнктивные задачи(такой вид работы, когда продукт деятельности группы отбирается на основе работы одного члена группы. Продуктивность определяется работой наиболее эффективного работника). Конъюнктивные задачи лучше решают малые группы, такой вид работ, когда успех достигается только если все члены группы действуют эффективно. Продуктивность группы ограничивается деятельностью наименее успешного члена.

Неоднородные группы наиболее успешно выполняют дизъюнктивные задачи, а гомогенные или однородные с аддитивными и конъюнктивными задачами.

2- Статусная иерархия.- ранжирование членов группы в соответствии с их властью и влиянием на остальных членов группы.

Исследование Кейса на студентах- предложил проранжировать остальных и все результаты совпали.

Статус используется в качестве вознаграждения, как дополнительный мотиватор. Статус повышает предсказуемость и стабильность. Статусные символы могут быть причиной искажения коммуникации в разных культурах. Статусные конфликты в организации самые тяжелые, деструктивные.

Эксперимент Уайта показывает тяжесть статусного конфликта на поварах и официантах. Менее статусное лицо командует более статусным.

3- Роли – набор ожидаемых поведенческих факторов или образцов приписываемых индивиду занимаемому определенную позицию в социальных группах.

-межличностный ролевой конфликт;

- внутриличностный ролевой конфликт; в противоречие вошли роли, которые выполняем мы сами.

Легкостью освоения ролей демонстрирует эксперимент Зимбардо: студентов в случайном порядке сделали заключенными и охранниками, и на 6 день пришлось конфликт приостановить, т/к они стали вести себя неадекватным образом.

В ситуации неопределенности люди склонны играть старые роли (встреча выпускников через 15 лет).

4- Нормы- исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием включения в социальное целое.

Функции норм:

- способствует выживанию группы;

-повышает предсказуемость поведения и снижает вероятность появления межличностных взаимодействий;

- нормы выражают основные ценности группы и определяют ключевые моменты групповой идентификации;

Нормы берутся:

- личный пример и открытые заявления членов группы, особенно если это лидер;

- прошлый опыт членов группы;

- право первого;

-критические события в истории группы;

5- Санкции- используют для нивелирования поведения деятельности членов группы не отвечающих статусу ,нормам и роли.

6- Лидерство- требует от человека личных жертв. Стремящиеся к лидерству честолюбивы, энергичны и мужского пола. Стремление к лидерству усиливается если:

- на верху освобождается вакантное место

- потребовался лидер, лидерские качества

- обладание личными связями

Эффективность лидерства зависит от того на сколько личные качества человека совпадают с потребностями группы.

Трансформирующее лидерство- лидерство изменяющее мотивацию, взгляды и поведение последователя, что создает наилучшие условия для достижения целей группы. Они всегда могут увлечь какой-либо идеей.

7- Групповые процессы:

- групповое давление(осуществляется с помощью санкций)

- конформность- человек ведет себя как член группы, не зависимо от своих убеждений. Этот процесс тесно связан с деидуализацией (- это процесс утраты осознание личной идентичности, ведущий к поведению несоответствующему его ценностям, но соответствующим ценностям группы .)

 

Конформность демонстрирует эксперимент Эшо: 3 линии разного размера, и группе из 10 человек только над одним (ему давалась одна линия и он д/б угадать какая она, а все остальные отвечали по другому). 35 % показывают конформность.

8- Сплоченность- она не равна совместимости(показывает что группа в этом составе возможна). Сплоченность- интеграция для достижения цели.

Сплоченность как особая форма развития отношений предполагает:

-совпадение эмоциональных привязанностей.

- совпадение ценностных ориентаций связанных с процессом совместной деятельности.

- полная включенность в совместную деятельность.

Плюсы сплоченности: быстрее справляется с заданиями и т.д.

Рекомендации по увеличению сплоченности:

- распределение ролей в соответствии с потенциальными возможностями людей;

- обозначайте место и значение каждого члена группы в решении задач;

- ставьте общую цель так, что бы каждый понимал ее как личную;

- грамотные должностные инструкции;

- самоквалификация группы своей деятельности;

- при благоприятном психологическом климате, можно имитировать кризис;

- коллективный и публичный разбор противоречий;

- коллективное принятие решений;

- постоянные критерии оценки;

- поддержка главных ценностей;

- предоставление членам группы самостоятельности;

- поощрение инициатив;

- исключение поиска виноватых, но работа над ошибками;

- обратная связь по достижению каждого;

- отделение усилий по генерированию идей от оценки;

- назначение человека выискивающего слабые стороны в решениях;

- выслушивание начинайте с самых низших рангов.

9- Конфликтность- смотри психологию сервиса.

10- Эффективность групповой работы = потенциальная эффективность каждого + преимущества- недостатки.

Закономерности:

1) Групповая дискуссия склоняет членов группы к мнению большинства;

2) Эффектом групповой дискуссии становится групповая поляризация- члены группы принимают более радикальные решения, чем первоначально хотела группа.

- члены группы воспринимают больше аргументов;

-члены группы могут создать более благоприятное мнение о себе, усвоив более радикальную версию позиции группы;

Меньшинство должно обладать качественными аргументами, более достоверно их излагать, должно быть желание найти правильное решение.

 

Групповые дискуссии эффективны, если они ориентированы на решение задачи(эффект группомыслия). Лидер должен поощрять альтернативные мнения и не высказывать свое первое мнение. Должны быть четкие процедуры оценки мнений.

 

4 вопрос: ДИНАМИКА ГРУППЫ.

ГРУППА ВСЕГДА В ПРОЦЕССЕ

1стадия: конгломерант

2 стадия: группа ассоциации. Приняли статус, появляются неформальные лидеры, появляются конфликты.

3 стадия: группа кооперация. Высокий уровень подготовки сотрудничества

5 стадия: группа автономия. Характеризуется обособлением, появляются сплоченность и этолоны

6 группа коллектив или корпорация

5 вопрос: МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

МЕЖГРУППОВОЕ ОТНОШЕНИЕ- социально- психологиеских явлений, характеризующих восприятие многообразия связей возникающих между группами.

ОСОБЕННОСТИ:

1- пристрастность

2- субъективность

3- внутригрупповой фаворитизм- пристрастность внутри своей группы, более высокое ее оценивание по сравнению с другими

4- внешне групповая дискриминация

эти 2 феномена характерны всем группам. Что создает предпосылки к конфликтному взаимоотношению.

ВНЕШНЕГРУППОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – нивелирование в своих оценках значимости других групп.

Подходы:

1- психоаналитический (Фрейд)- занимается бессознательными импульсами. Он считает, что межгрупповые отношения строятся по типу отношений любви и ненависти, которые мальчик испытывает по отношению к отцу стремясь быть похожим на него, с другой стороны испытываем ненависть и агрессивность связанную с сексуальным соперничеством.

В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются на социальное окружение: происходит идентификация со своей группой, а враждебность формируется по отношению к представителям других групп. В основе лежат 2 утверждения:

1-под влиянием толпы и при включении в группы люди обнаруживают свою инстенктивную природу.

2-среди инстинктов, есть инстинкт агрессивности.

Гипотеза фрустрации- агрессии (Миллера и Доллард)- описывает фрустрацию, как чувство гнева приводящее к открытой агрессии, объектом этой агрессии становятся все, кто похож на вызвавших фрустрацию в прошлом. Фрустрация возникает, когда есть препятствие к достижению цели. Агрессивные реакции усиливаются, даже если человек был пассивным свидетелем жестокости и не испытал на себе эффектов фрустрации.

Концепция авторитарной личности (Адорно)-согласно ей, формируется в процессе ранней социализации может сформироваться типы авторитарной личности, когда ребенок растет в жесткой атмосферы неприятия. Для таких людей характерно всех чужих групп народов, завышение оценки собственной группы, подчительное отношение к власти, как к родителям.

2- Теория реальных конфликтов(Шерифа)- причина межгрупповой враждебности- различия между целями и интересами различных групп. Если организовать между этими группами большое количество взаимодействий, то можно снизить уровень конфликтности. Взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает сплоченность с данной группой и создает новые силы в ее идентичности.

3- Когнитивный подход (познавательные процессы)-рассматривает когнитивные процессы, которые лежат в основе установления сходства и различия в группе (анализ и синтез). Когнитивные процессы в группе происходят поэтапно:

1)осознание принадлежности к группе

2)социальная идентифиация- процессы отнесения себя с категориями . на данном этапе человек оценивает на сколько позитивно для него находиться на данном этапе.

3)социальное сравнение- процесс соотнесения качественных процессов в группах. В результате устанавливаются различия.

4)процессы возникновения внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации. Неизбежность этого этапа диктуется потребность в дискриминации…

Поскольку группа оценивается на предыдущих этапах оценивается, как выгодная для нахождения в ней, она однозначно оценивается лучше, чем другие группы. Для того, что бы улучшить межгрупповые отношения нужно не только сменить соперничество на сотрудничество, но и устранить или уменьшить воспринимаемые различия между группами и максимизировать сходства между представителями разных групп, что позволяет членам разных групп воспринимать себя как членов одной группы.

ФЕНОМЕН ИЛЛЮЗОРНОЙ КОРЕЛЛЯЦИИ- такая особенность восприятия социальной информации, при которой 2 события оцениваются, как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связи нет или она на много слабее, чем кажется.

Атрибуция заговора- несчастье, неуспехи, это результат чьих-то действий. Чаще всего в роли чужих групп выступают меньшинства. Любое меньшинство нарушает запреты обязательные для каждого члена большинства, тем самым отделяясь от него и бросая ему вызов. Кроме этого большинство испытывает чувство зависти или скрытой зависти, что вместе порождает ненависть.

4- Деятельностный подход- объясняет, что есть объективные условия, что влияют на когнитивные процессы приводящие к групповому фаворитизму и дискриминации. Особенно исследуется ЭТНОЦЕНТРИЗМ- свойство людей воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной группы, выступающей в качестве некого эталона. Восприятие своей культуры , рассмотрение обычаев своей группы как универсальных. Оценка ролей своей группы, как неоспоримо правильных. Представление о том, что для человека свойственно сотрудничать, помогать членам своей группы и не доверять или враждовать с членами других групп. В случае конфликта между группами строятся полярные образы. Чтобы снизить уровень конфликта, нужно создавать дополняющие образы групп.

Ошибка атрибуции(приписывание причин)- всегда объясняем поступки других людей. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой объясняют внутренними причинами. Внешними причинами объясняют негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой. Ошибки козуальной атрибуции по отношению к группам усиливают враждебность, поэтому для снижения межгрупповой враждебности нужно снижать…

 

Тема 2: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ.

1- ПОНЯТИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ВЛАСТИ?

2- КЛАССИФИКАЦИЯ?

Миссия, то через, что прибыль приходит.

Чтобы организация существовала, цель одного человека должна стать целью всех людей в организации вопреки своим целям. Общая цель для сотрудников является вне личным организационным основанием, что бы цель этих нескольких человек стала организационной она получила устойчивое преимущество.

Процесс способный придать какой-либо индивидуальной цели устойчивое преимущество, сделать ее субъектоносителем общей организационной цели выступает главным условием создания организации и этим процессом является ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ. И она разрешает главное психологическое противоречие в организации.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ- процесс использования различных средств для изменения цели поведения сотрудников в заданном направлении, даже в том случае, когда это противоречит их интересам, желаниям и интересам.

 

Власть гуманизирует(снижает давление):

1- Совпадение целей и интересов;

2- Обезличивание власти;

С психологической т/з власть рассматривается, как межличностное взаимодействие.

Субъект власти «А» имеет ресурсы от которых зависит удовлетворение потребностей объекта власти «Б», при этом «Б» ограничен в ресурсах или не имеет ресурсов. Тогда «А» манипулируя своими ресурсами может изменить поведение «Б» в своих целях, т/е власть связана с принудительным изменением поведения которое в ее отсутствие невозможно.

Исчезновение потребности или нахождение других ресурсов для удовлетворения ведет к избавлению от власти и власть инструмент главенства любых целей в рамках наличных ресурсов власти.

Френч Равен: выделили 6 оснований:

1- И 2- власть поощрения или вознаграждения и власть принуждения или силы.

Эти 2 основания м/б личностными и безличностными. Если власть личностная, то человек может пользоваться этими ресурсами.

3-Должностная или легитимная власть: власть должности, взаимности, власть справедливости, власть моральных обязательств или ответственности и зависимости.

4-экспертная власть: чем уникальнее и незаменимее знания, тем большей властью человек обладает.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.