Эффект умножения» в теории ожидания Врума
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Мотивация рассм. как процесс. Мотивация = (ожидание того, что затраченные усилия приведут к ожид. рез.) * (ожидание того, что рез. будет связан с неким вознаграждением) * (валентность или ценность вознагрождения). Умножение - так если одно условие не выполняется, то вся мотивация разрушается. Данная мотивационная формула ориентированна на индивидуальную ценность вознагрождения, м.б. использована и в процессе расстановки кадров, выявляя валентность, связанную с уровнем притязания на вознаграждение. Рук-во определяет в качестве стартовой позиции либо более сложную функцию, либо уже принятую в организации. Справившись с более сложной адаптационной функцией, сотрудник подтверждает уровень притязаний и приобретает возможность стремительного карьерного роста. В противном случае, его карьера оставляет желать лучшего. 2. Теория справедливости исходит из того, что человек субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия. Если вознаграждение воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека: сокращение затрат собственных сил ("Я не намерен полностью выкладываться за такую зарплату"); попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требование, шантаж); переоценка своих возможностей (снижение уверенности в себе); попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников; выбор другого объекта сравнения ("Мне с ними не равняться"); попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.
3. Модель мотивации Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения. Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения. Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения). Важный вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|