Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1: Введение в организационное поведение «ОП»



Организационное поведение

[ Минина Анна Анатольевна ]

[зачет, экзамен, 1 год]

Тема 1: Введение в организационное поведение «ОП»

- взаимосвязь ОП с показателями эффективности организации

- сущность и характерные особенности ОП

- взаимосвязь орг. Поведения с другими науками

- поле организационного поведения

- концепции поведения, основные идеи

- основные (базисные) подходы в организационном поведении

[- Взаимосвязь ОП с показателями эффективности организации]

1й подход: 1) Индивидуальная эффективность зависит от способностей человека, знаний, умений, навыков, отношений и мотивации конкретного сотрудника. 2) Факторы групповой эффективности – это индивидуальная эффективность каждого члена группы, структура, роли, нормы, взаимосвязи группы, статус, процессы лидерства и руководства. 3) Факторы эффективности организации – групповая эффективность, внешние условия, технология и стратегия, макрокомпозиция, структура процессы и культура.

2й подход: Эффективность, определяемая по времени: краткосрочные (продуктивность: способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды; качество: возможность организации удовлетворять реальные и потенциальные потребности товаров и услуг; гибкость: способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой, умение адаптировать методы и средства с учетом происходящих изменений; осознание работником своей роли в организации и удовлетворенность.) Среднесрочные: конкурентоспособность, рейтинг и репутация; развитие: инвестирование средств для удовлетворения будущего спроса; способность организации сохранять свое положение внутри среды. Долгосрочные критерии оценки эффективности (по экономическим и социально-экономическими) результативность, производительность, продуктивность, рентабельность, экологичность и энергоёмкость. Социально – психологические факторы: активность сотрудников (трудовая, духовная, общественная). Показатель активности свидетельствует об уровнях психофизической и социально – психологической жизнедеятельности сотрудников. Психофизическая активность оценивается по величине энергозатрат человека, социально – психологическая по факту , времени активности, и проявлении инициативы. Удовлетворенность трудовой деятельности. Относительная стабильность организации. Сработанность организации – устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. Объективные и субъективные объекты влияют друг на друга и взаимосвязаны. Активность зависит, например, от наличия в организации инициативной группы людей, от баланса материального и морального стимулирования, и от возраста сотрудника. Активность влияет на результативность, продуктивность и производительность, социально – психологический климат и сработанность.

 

 

[- сущность и характерные особенности ОП]

Наука, изучающая поведение индивидов и групп в организациях, с целью практического использования полученных знаний для формирования эффективных поведенческих моделей. Объекты изучения организационного поведения: поведения индивидов в организации, проблемы межличностных отношений в паре, динамику отношений внутри малых групп, межгрупповые отношения, внутриорганизационные отношения.

Задачи организационного поведения:

Ø Систематизированное описание поведения людей в различных возникающих ситуациях в процессе труда

Ø Объяснение причин поступков в определенных условиях

Ø Предсказание поведения работников в будущем

Ø Овладение навыков управления поведением в процессе трудовой деятельности (мотивационная схема повышающая производительность труда)

Особенности организационного поведения:

- междисциплинарный характер

- эксперимент всегда первичен, концептуальные разработки опираются на разработки исследования

- возрастающая популярность у практикующих менеджеров

- в организационном поведении высока представленность этического компонента

НАУКА Единица изучения Включаемые компоненты
1) Психология человека/личности. Общая психология Личность Личность, мотивация, познание, обучение, планирование, оценка измерения и результатов, принятие решений индивидом, способности, адаптация и возрастные изменения, характеристики деятельности, стресс.
2) Социльная психология Группа Изменение в поведении, изменение ценности и установок, общение (коммуникация), принятие групповых решений, эффективность лидерства, групповая и межгрупповая динамика.
3) Социология Группа     Организация   Групповая и межгрупповая динамика, социальные роли, статус, власть, нормы, конфликт, коммуникации.   Формальные организационные теории, организационные изменения, организационная культура.
4) Антропология Группа     Организация Влияние культуры стран и религий, общечеловеческие ценности, символы, обычаи, образцы различных групп, кросс-культурный анализ Организационная культура, внутренняя среда организации
5) Поведенческие науки Организация Стратегическое планирование, коалиции, власть контроль и конфликт
     
     

 

[Поле организационного поведения.]

3 группы внутренней среды организации: люди, структуры, технологии. На них влияет внешняя среда.

- ЛЮДИ: сотрудники образуют внутреннюю социальную систему организации, сюда включаются индивиды и группы (у них высокая динамика, т.е смена стадий), уровень творчества на каждом рабочем месте, степень индивидуальной ответственности за организацию. Капитал, ресурсы, персонал организации.

Желание изменяться Готовность к изменениям есть Готовность в изменениям нет
Есть Человеческий капитал Человеческие ресурсы
Нет персонал кадры

 

1) Кадры не могут меняться, они статичны и стабильны, не адаптивны, инициаторы саботажа, выполняют привычные функции, не способны нести ответственность, авторитаризм.

2) Персонал несут частичную ответственность, считают себя профи, являются инициаторами саботажа, основные мотиваторы: деньги, статус, власть. Не пригодны к командной работе.

3) Человеческие ресурсы: имеют ряд недостатков, готовы прийти на помощь, к работе в команде не пригодны, мотиваторы: страх потерять необходимое, люди типа «У»,

4) Человеческий капитал: объективны, высокопрофессиональны, стремятся к развитию, склонны к работе в команде, самообучаемы, не принимают участие в саботаже, самообразование, люди типа «Z»

 

Организационная структура определяет формальное отношение между людьми и группами, позволяет координировать их усилия.

ТЕХНОЛОГИЯ: материальные ресурсы, вовлеченные в процессы управления и производства (техника, программные ресурсы и так далее). Технология сопряжена как с выгодами, так и с издержками (завышенные требования к квалификации сотрудников, следовательно, высокий уровень вознаграждения). Повышение роли этого фактора оказывает возрастающее давление на орг.поведение, усложняя проблемы обеспечения технической и социальной системы.

Пересечение людей и технологий составляет социо – техническую систему, тут нарушается равновесие. Рождается организационно - техническая система. Структура и капитал порождают организационно – управленческую систему или субъект управления. Люди и капитал рождают систему социальной организации или объект управления. Внешняя среда оказывает прямые и косвенные влияния на все АКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ И НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью изменений, сложностью взаимодействия факторов внешней среды, и революционным развитием интернет технологий. Внешняя среда, в нее входят: экономические факторы, макроэкономические тенденции (так называемые длинные циклы), состояние финансово-кредитной системы, конъюнктура рынка. Политические факторы: формы собственности, особенности законодательства, политическая стабильность/нестабильность. Факторы мирового рынка: изменение международного законодательства. Экологические факторы: состояние окружающей среды (вредные выбросы), социально-демографические факторы (уровень жизни, демографические тенденции, поведение покупателей, имущественное расслоение, культура потребления, социально-этические нормы, культурные традиции).

 

[- концепции поведения, основные идеи]

Организационное поведение основывается на ряде базисных идей о природе человека и природе организаций. Природу человека описывают через шесть понятий:

- индивидуальные особенности

- восприятие

- целостность личности

- мотивация

- стремление к соучастию

- ценность личности

Природа организации: взаимные интересы человека и организации, этические принципы, иерархия, стремление конкурировать с другими организациями, ценность психологической общности сотрудников. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет специфический подход менеджеров к каждому из сотрудников.

1)) - Восприятие : «закон неопределённости отклика» (одно и тоже действие вызывает у разных людей различную реакцию)

- Целостность личности: каждый сотрудник целостное существо, организация не может иметь дело только с отдельными качествами сотрудника, мастерство неотделимо от знаний и опыта.

- Мотивация: мотивация сотрудника обязательный атрибут любой организации, необходимо формировать внутреннюю мотивацию сотрудников, формировать мотивационные схемы (схемы вознаграждения). Стремление к соучастию, или «надролевая активность».

- Ценность личности: каждый сотрудник хочет внимательного и уважительного отношения со стороны руководства, необходимо подчеркивать ценность сотрудника и предоставлять возможности для саморазвития.

Социальные системы (соответствуют критериям живого):

Ø Регулируется законами общества и законами психологии

2))) Существует формальная/неформальная системы (психологические законы), (создание общности интересов).

Этические принципы имеют отношение к противоречиям между экономическими показателями организации и социальной ответственностью, по отношению к обществу в целом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.