Групповая модель поведения.
Основными факторами, влияющими на поведение работников в группе является:
- профессиональная сработанность (Это качество формируется только в результате накопленного опыта совместной работы профессионалов и проявляется в нормах взаимоуважения, взаимоответственности, взаимотребовательности, где каждый имеет «вес», дополняя своим мастерством других работников).
- морально – психологическая сплоченность (проявляется в единстве ценностных ориентации всех работников, интересы которых оказываются общими. На этой социально-ценностной основе формируются такие нормы поведения, как взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка)
Два этих фактора представляют мощную базу мотивационной направленности работников на выполнение заданий, которые и определяют в конечном счете их групповое поведение.
Рис.. Модель противоположных типов группового поведения: высокий — низкий уровень
Сектор «Б» свидетельствует о высоком уровне развития профессиональной группы, а сектор «А» — о низком ее развитии. В первом случае речь может идти о коллективистских ценностных ориентациях в совместной деятельности профессионалов, а во втором об индивидуалистических ориентациях работников, провоцирующих и их профессиональную разобщенность.
Рис. 5.3. Модель противоположных типов группового поведения: средний — низкий уровень
Другими двумя факторами, характеризующими промежуточный уровень развития профессиональной группы, являются такие феномены.
- профессиональная согласованность — качество, предполагающее «увязку» профессиональных интересов в групповом «поле деятельности» работников
- межличностная совместимость — качество, исходное для взаимосвязанных видов работ, например в бригадах, готовность работников сотрудничать между собой в выполнении тех или иных заданий. На визуальной квадрограмме эти факторы групповой работы могут быть представлены в проблемном противоречии так.
В секторе «Б» фиксируется нормальная работа профессиональной группы, а в секторе «А» — работа, осложненная взаимным непониманием и отчужденностью.
Факторы группового поведения
Основные
| Переменные
|
• Профессиональная сработанность
• Морально-психологическая зрелость
• Межличностная совместимость
• Целеустремленность
• Демократичность
• Продуктивность
• Удовлетворенность трудом
| • групповой уровень притязаний, т.е. настроенность работников на достижение промежуточных и конечных результатов;
• квалификационный потенциал, достаточный для реализации итоговых и внеплановых показателей;
• требования к конечному результату, который определяет качество групповой работы;
• открытость оценок работы группы со стороны руководителя, особенно в ситуациях межгруппового соперничества (например, три группы продаж в одном отделе сбыта);
• взаимодействие с другими профессиональными группами (успешное или нет);
• половозрастной состав (мужчины — женщины; молодые; среднего возраста; пожилые работники);
• внугригрупповые межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп работ и снизить качество;
• лидерские позиции, которые могут быть единоличными или переменными, когда в тех или иных ситуациях лидером оказывается кто-то из работников;
• постоянство профессиональной группы или временный характер ее работы
• групповая норма производительности.
|
«Этический» человек
(все должны соблюдать этику делового поведения)
|
«Психологический» человек
(исходя из психологических характеристик руководитель распределяет должности)
|
«Экономический» человек
(способный делать все, что угодно за деньги, работник воспринимается как товар)
|
«Функциональный» человек(человек -машина, о результатах беспокоиться не стоит)
|
RS- ригористический сегмент
|
МS- мобилизационный сегмент
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.