Власть и влияние в организации.
Влияние – это: · поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. · предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений. · основа – уважение, признание заслуг, ума, таланта, значимым для себя мнения этого человека. · феномен морального, научного, профессионального авторитета. Власть– это: · способность оказывать воздействие на поведение другого человека (влияние!) ·способность одних субъектов навязывать свою волю несмотря на сопротивление других, осуществлять принуждение. · основа – ресурсная зависимость одного участника взаимодействия от другого.
Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен применять власть. Для того, чтобы руководить, нужно влиять (т.е. иметь способность влиять на тех, от кого зависит эффективность твоей деятельности), а чтобы влиять, нужно иметь основу для власти (т.е. ресурсы, необходимые для достижения своих целей через других людей). В общем, власть и влияние невозможны друг без друга.
Власть и влияние:иерархизированные взаимодействия-способность оказывать воздействие на поведение Другого Иерархизированные формы взаимодействия Влияние (авторитет) Власть Влияние (авторитет) Предполагает учет одним человеком мнения другого при выработке собственных решений. Основа – уважение, признание заслуг, ума, таланта, значимым для себя мнения этого человека. Феномен морального, научного, профессионального авторитета Власть Способность одних субъектов навязывать свою волю несмотря на сопротивление других, осуществлять принуждение Основа – ресурсная зависимость одного участника взаимодействия от другого Согласно классификации Фрэнча и Рэйвена, имеется пять основных форм власти: 1) власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено; 2) власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом; 3) экспертная власть — осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний; 4) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же; 5) законная власть — основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнить ряд условий: - человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения (в той или иной степени) какой-то потребности; - человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности; - человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|