ПРОБЛЕМА ЖАЛОВАНЬЯ И ПОЖАЛОВАНИЙ
С. Ф. Орешкова ОСМАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМА ЖАЛОВАНЬЯ И ПОЖАЛОВАНИЙ (Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. – М.: Наука, 1993. – С.262-272)
Османская имперская государственная структура сложилась относительно поздно — к середине XV в. и еще век продолжала совершенствоваться. На первых же этапах складывания этого государственного образования, в османском бейлике первой половины XIV в., бей был лишь первым среди равных. Он возглавлял пограничное племя, которое самостоятельно вело борьбу с «неверными», и потому постоянно пополнялось воинами-гази, приходившими к османцам из тюркских анатолийских бейликов и даже из Ирана, Средней Азии, арабских стран и других более отдаленных мест для считавшегося почетным среди мусульман участия в «священной» войне. Миграционное движение усиливало военные возможности бейлика и вместе с тем разрушало уже довольно относительное племенное единство османцев, их связи с кочевыми традициями, что делало османское общество более открытым к восприятию новых форм общественной организации. Уже при Османе (1258—1324/26) племя не было сообществом равных. Получив от сельджукского султана для расселения племени район Сёгуда, османцы начали завоевание близлежащих византийских земель. Своим родственникам и «соратникам из тех, кто пришел вместе с ним» (а известно, что первоначально племя насчитывало всего 400 кибиток), Осман раздавал завоеванные земли. Причем характерно, что в старых османских хрониках на равных упоминаются пожалования отдельных областей (районов Караджа-хисара, Яр-хисара, Инегёля), «доходов» от какого-либо довольно крупного населенного пункта («дал в качестве тимара доход с Биледжика») и назначение на престижную должность (должность субаши — брату Гюндюзу). Собственное положение бея ненамного отличалось от положения соплеменников. Известно, что после смерти Османа в дервишской обители Ахи Хасана собрались знатные люди, чтобы распределить имущество Османа между его сыновьями. «Кроме завоеванных областей, никаких богатств не было». Осталась одежда Османа да несколько табунов коней и отар овец. Сын Османа Орхан, однако, уже именовался султаном, чеканил собственную монету, создал собственную армию, обособленную от племенного ополчения и отрядов гази (С. 262-263). После переноса военных действий на Балканы (середина XIV в.) и завоевания там территорий встал вопрос об организационно-хозяйственном освоении этих земель и формировании управленческой структуры. В начале 60-х годов XIV в., после завоевания Эдирне (Адрианополя), создается румелийский эялет (или бейлербейство) — особая административная единица, объединяющая несколько более мелких, так называемых санджаков или лива. Для османской «подлинно военной державы средневековья» была характерна связь армии с территориальной администрацией. Так, термин «санджак» (как и его арабский эквивалент — «лива») означал первоначально знамя, затем — военное подразделение и, далее, административную территорию, предоставлявшуюся подразделению для размещения, позднее же поставлявшую в османскую армию определенное количество воинов-кавалеристов. Знаменательно, что административное объединение санджаков Румелии (Рум или — страна румов, ромеев, византийцев) в единую административную область более чем на 30 лет опередило создание подобной административной единицы в Анатолии. Очевидно, это объясняется необходимостью более тесного объединения сил завоевателей в условиях постоянных войн. Беи-завоеватели, покорявшие балканские земли, не всегда были выходцами из османского племени. Многие из них действовали на свой страх и риск, не будучи связанными с каким-либо бейликом. Были среди них и принявшие ислам бывшие христианские феодальные владетели (такие, как Михал-бей, возможно, Эвренос-бей и др.). Османские правители сравнительно легко сумели объединить и подчинить их. На первых порах от них не требовалось ничего, кроме формального признания верховенства османских султанов. Характерно послание 1359/60 г. Мурада I Хаджи Эвренос-бею, где говорится, что султан жалует бею земли, «завоеванные его (бея) собственной... саблей», дающие доход «10 раз по 100 тыс. акче». Эвренос-бей назначается «правоверным эмиром всех гази» этого района, ему обещана любая помощь от османских правителей: «если окажется необходимым, дай знать на эту сторону», т. е. в Анатолию, по другую сторону Проливов. Помогут всем, даже продуктами питания в случае неурожая. В этом же послании говорится об обращении Эвренос-беем в вакф многих деревень. Султан поддерживает действия бея и поощряет его на создание вакфов. Такое поощрение создания вакфов в завоеванных областях имело большие последствия для дальнейшей османской истории. Именно учреждение вакфов стало одним из главных методов хозяйственного освоения завоевателями новых территорий, в дальнейшем же династии беев-завоевателей, являясь учредителями крупных вакфов, лишь благодаря этому сумели сохранить свои экономические, социальные и даже политические позиции в османском обществе. (С.263-264). Вакфы, как считают некоторые исследователи, были своеобразной и единственной в Османской империи устойчивой и законной формой частной собственности, при которой, передавая в пользу мусульманских духовных или благотворительных учреждений свое имущество (в случае с Эвренос-беем — землю), учредители оставляли за собой и своими наследниками право управлять вакфом и получать от него определенную долю доходов. Благодаря этому сохраняли свое материальное благополучие на протяжении веков старые бейские фамилии. Некоторые из них вновь вышли на историческую арену в XVIII в. в период разложения тех османских структур, которые были положены в основание османской имперской власти. В данном же случае нам интересно то, что беи-завоеватели на Балканах в одиночку не могли удержать завоеванные ими земли в собственном владении и обойтись без защиты государства либо мусульманской общины. И главной причиной был не какой-то диктат османских властей, а реальная обстановка того времени. Ликвидируя старый господствующий класс и сохраняя (что хорошо прослежено в османистической литературе) прежние формы и нормы эксплуатации крестьянства, завоеватели могли стать новым господствующим классом, лишь действуя сообща, создавая некие объединяющие их социальные институты. Поэтому, очевидно, не следует считать, как это делается в некоторых турецких исторических исследованиях, что в период беев-завоевателей существовал феодализм, затем насильственно сломленный османской властью. Победа османских государственных структур потому и оказалась столь легкой, что беи нуждались в них, будучи не в состоянии в одиночку отстоять свою власть. Хотя в стране все еще сохранялись районы кочевого хозяйства и немалую роль играли города с их торгово-ремесленной деятельностью и транзитная торговля, но главным источником экономического могущества османского государства в XV— XVI вв. становится аграрное хозяйство завоеванных областей. Именно на его базе формируется так называемая тимарнаясистема — строго регламентированная структура султанских земельных пожалований. В ее основе лежали переписи населения, земель и других возможных объектов налогового обложения, проводимые повсеместно после османского завоевания. На них базировалась османская налоговая система, которая, по сути, фиксировала рентные и налоговые платежи, существовавшие в этих местностях до завоевания, но при османском владычестве получили публично-правовой характер, так как были записаны в санджакские канун-наме (т. е. законодательные акты, составленные османцами для каждой административной единицы). Получившим тимар разрешалось собирать определенные налоги с крестьянства в строго зафиксированных законом размерах. Следовательно, османские власти, вводя тимарную систему, воспользовались уже сложившейся до них традицией земельно-рентных отнояшений и, опираясь на нее, начали строить свое общество и формировать новый господствующий класс (С. 264-265). Получатели тимаров не имели права что-либо изменять в своих отношениях с крестьянством. Они выступали лишь как надсмотрщики за крестьянскими хозяйствами, выполняли некоторые предписанные им хозяйственно-организационные функции, собирали пожалованные им налоги с крестьянства. В этом плане их можно рассматривать не как собственников или хотя бы владельцев земельных участков, а как государственных администраторов, которые, в свою очередь, контролировались государственными сборщиками налогов, собиравшими с крестьянства тех же тимаров налоги, предназначенные для уплаты в казну. Для рядового тимариота тимары служили «кормлением» за участие в кавалерийском ополчении, в котором они были обязаны служить сами и выводить под своим командованием в зависимости от дохода с тимара определенное число экипированных воинов.Военные командиры кавалерийского (сипахийского) ополчения получали тимары более крупных размеров (называемые еще зеаметами). Они также имели право собирать с крестьян во владениях рядовых сипахи некоторые налоги в свою пользу. Такое двойное налоговое соподчинение не позволяло тимариотам превысить предписанные им квоты налоговых сборов. Эта военно-налогово-административная структура явилась первой территориальной администрацией османского государства. Наряду с тимарной складывалась государственная фискальная система, подчинявшаяся башдефтердару, а также надзиравшая над этими двумя судебно-кадийская служба со своими особыми территориальными округами. Итак, османская государственная администрация и кавалерийское ополчение, основа османской армии в XV—XVI вв., первоначально складывались на базе земельных пожалований и рентных сборов с крестьянства. Османское государство выступало как преемник доосманских социальных структур и характерных для них земельно-рентных отношений, кочевнические же традиции и структуры отступали на второй план. Не случайно, что с начала XVI в. под флагом шиизма кочевники в Анатолии вели антиосманскую борьбу за возвращение к племенным идеалам. Тимарная система к XVI в. достигает наивысшего расцвета. Известно, что по данным в 1527/28 г. из общей налоговой суммы, собиравшейся в Румелии, 46% шло в руки тимариотов; еще больше была доля тимарной системы в Анатолии — 56%. Владельцев тимаров всех рангов насчитывалось в это время 37 521. Вместе с подчиненными тимариотам всадниками и слугами тимарное кавалерийское ополчение могло составить 70— 80 тыс. В дальнейшем, несмотря на численный рост этого войска (до 120 тыс. к концу XVI и даже, по некоторым данным, до 200 тыс. к середине XVII в.), начинается его упадок, показателем чего были падение дисциплины, отставание в военно-техическом отношении, прекращение развития тимарной системы вширь при более интенсивной нагрузке на тот же земельный фонд, чем и было вызвано увеличение численности войск, хотя материальная обеспеченность тимариотов явно ухудшалась (С. 265-266). Интересно соотношение тимарных владений с другими формами налоговых сборов в Османской империи в тот же период расцвета первой половины XVI в. В эялете Анадолу (т. е. в западных и южных районах Анатолии) тимарная система охватывала 12 701 деревню, 76 городов, 78 касаба, 1969 племенных джамаатов. В это же время в распоряжении султана были 19 городов, 9 касаба, 615 деревень и 935 джамаатов. В вакфы были включены 6 городов, 7 касаба, 1415 деревень, 41 джамаат. У владельцев же мюльков было всего 66 деревень. Податное мужское население распределялось следующим образом: 280 880 — в тимарных владениях, 107 415 — в хассах падишаха, 79621 —в вакфах и 3153 — в мюльковых владениях эялета. Тимариоты были обязаны жить в тех санджаках, где находились их тимары. Поэтому даже в условиях активных войн XVI в. (а практика была такова, что призывались обычно не все тимариоты сразу, а санджаками поочередно, военные действия велись лишь в теплое время года, зимой же воинов распускали по домам) они оставались постоянно действующей полицейско-административной силой, активно функционирующей в самих отдаленных уголках османского государства. Разумеется, эти относилось лишь к составляющим основу этого государства 24 эялетам, где была введена тимарная система, но были еще восемь крупных эялетов, главным образом в арабских странах, в которых сохранялась особая социальная структура, отличная от тимарной, и ряд вассальных территорий, также развивавшихся и управлявшихся по-иному. По османскому законодательству, владельцами тимаров мог В дальнейшем же, когда фонд земель для раздачи сократился, а численность сипахи достигла такого предела, что войско стало плохо управляемым, да и боевые качества этой кавалерии перестали соответствовать потребностям времени, попасть в сипахи становилось труднее, появилось значительное количество очередников, ожидавших получения тимаров, проводились различные проверки и даже «чистки» тимариотского состава, при которых отдельные сипахи лишались владений, в том числе под предлогом, что они не являются потомственными тимариотами (С. 266-267). В многочисленных дидактических трактатах XVI— XVII вв. все настойчивее звучала мысль, что непозволительно реайе садиться на коня и брать в руки меч. Более строгое сословное обособление аскери не означало, однако, возвышения сипахи-тимариотов в социальном плане. Внутри аскерийской социальной общности возникает им мощный противовес. Это так называемые капыкулу (букв, «рабы [августейшего] порога»). Сам термин «кул», т. е. раб, слуга, в османских условиях генетически имел буквальный смысл. Мы знаем, что и в России, например, наизнатнейшие бояре могли называть себя «царскими холопами», «слугами царя» и т. п., но это никак не было связано с их происхождением. Османцы же использовали традицию, ранее сложившуюся в арабском мире и Средней Азии, где в армейскую службу вовлекались военнопленные, обращенные в рабство. Еще при Орхане подобным способом начали строить «новое войско» и османцы. По мусульманскому обычаю, султану шла пятая часть всей добычи, захваченной на войне, в том числе и рабов (так называемый ленчик). На первых порах использовали их, позже для той же цели отбирали детей у христианских подданных империи (девширме). 10—12-летних мальчиков изолировали от родителей, обращали в ислам, отдавали на обучение турецкому языку и «рабскому служению» в мусульманские семьи разного материального достатка, а затем профессионально готовили в специальных школах-казармах при султанском дворе. В категории такого воинства относились янычары и некоторые иные как пехотные, так и кавалерийские, вспомогательные, а позднее и имевшие особое техническое оснащение (например, пушкари и т. п.) воинские подразделения. Они поучали из государственной казны денежное жалованье, а также пропитание, экипировку и вооружение. При Баязиде I (1389—1402) их начали использовать не только для армейских нужд, но и в административном и дворцовом управлении. В течение первой половины XV в. к представителям капыкулу перешли все высшие должности в управленческом аппарате государства. Из их среды могли назначаться и высшие командиры сипахийского ополчения — бейлер-беи. В 1453 г. впервые выходец из девширме становится великим везиром. Для тимариотов-сипахи оказались перекрытыми всепути наверх. Не имея своих представителей в верхушке государственного управления, разбросанные по разным санджакам империи, сипахи утрачивали свое былое влияние на политическую жизнь страны, а к XVII в. лишились и значительной части землевладений (С. 267-268). Причем наступление шло с двух сторон: во-первых, султанское правительство сокращало земельный фонд, который ранее предназначался воинам-сипахи, забирая земли в свое распоряжение, во-вторых, многие бывшие сипахийские тимары передавались официально капыкулу, занимавшим не военно-административные, а чисто управленческие, а то и дворцовые должности. Размеры владений, предоставлявшихся верхушке капыкулу, намного превышали традиционные тимары. Так, командиры отдельных родов войск или крупных военных соединений — белюков, а также главы подразделений дворцовых слуг получали в середине XVI в. «кормления» с доходом в 200—300 тыс., янычарский ага — 500 тыс. акче в год. Обычные янычарские командиры имели тимары в 20—30 тыс. акче. Во время каких-либо реорганизаций или смены командного состава даже рядовые воины-капыкулу могли взамен жалованья получить тимар (но без гарантии, что пользование им будет длительным). В этих случаях существовала определенная такса, по которой, как свидетельствуют кадийские сиджилы, ежедневное жалованье в 10 акче заменялось тимаром с доходом в 10 тыс. акче. Особенно часто замены практиковались для воинов таких воинских подразделений, как джебеджи, топчу, сарач, налбанд, т. е. связанных с техникой или техническим обслуживанием армии (артиллерия, перевозки, ремонтные работы и др.). Сипахи же (т. е. старые тимариоты, воины кавалерийского ополчения) фактически превращались в подобие нищего поздне-средневекового европейского рыцарства. Они становились менее нужными и не столь зависимыми от государства, а потому и менее охраняемыми им. Известно, что небольшие тимары (в 3—5 тыс. акче) бейлербеи могли выдавать от себя лично, не испрашивая разрешение султана. К началу XVII в. почти все сипахи Румелии имели такие мелкие держания и потому были обязаны лично участвовать в походах. Отдельные отряды, экипированные за счет доходов с тимарных владений, во многих эялетах могли выставлять лишь бейлербеи и саиджакбеи. Изменения размеров пожалований и состава тимариотов влекли за собой изменения и в общественной жизни. Сипахийство, т. е. первые османские воины-администраторы и надсмотрщики за сохранением рентной базы, которую османцы получили от предшествующих обществ и на которой начали строить собственный господствующий класс, фактически сходит с исторической арены. Однако тимарная система не была отменена, а потому тимар по-прежнему оставался желанной формой вознаграждения за службу, вожделением многих разорившихся тимариотов, храбростью на поле брани рассчитывавших поправить свое социальное и материальное положение. В первой половине XVII в. имелась огромная масса деклассированных бывших тимариотов, по разным причинам (и произвол властей, и «революция цен», и конфликты с капыкулу, и демографическая ситуация, и т. п.) потерявших свои «кормления» (С. 268-269) Разоряясь, тимариоты не переходили, однако, в другую социальную категорию, они продолжали считать себя аскери, достойными получения нового земельного пожалования. Отсюда — их постоянное желание воевать и все нарастающая социальная напряженность в обществе. Причем конфликтность была сильнее в верхушке общества, внутри аскери, а не между ренто-плателыциками и рентополучателями. Сипахи резко протестовали против проникновения в сферу тимаровладения «чужаков» из капыкулу. В эволюции капыкулу и их отношении к земле и землевладению была, однако, своя специфика, не позволявшая им стать преемниками сипахи-тимариотов. Основная масса капыкулу продолжала жить за счет жалованья из казны. Численность этой категории общества на протяжении XVI— XVII вв. постоянно увеличивалась. Если в 1562/63 г. в стране было 48 316 капыкулу, то в 1594/95 г.— уже 80 370, а в 1660/61 г.— 94 979. Соответственно росли и расходы на их содержание. Лишь на жалованье было затрачено в 1562/63 г.— 12 649 000 акче, а в 1660/61 г.—308 693 368 акче. Если же учесть и расходы на проживание, пропитание и вооружение, также предоставлявшиеся капыкулу за счет казны, то суммы получаются поистине огромными. Ведь известно, что весь налог с немусульман империи — джизье — составлял в 1660/61 г. лишь 141007 977 акче. Общая же сумма доходов государства а 1660/61 г. оценивается в 610 338 118 акче. Такие непомерные расходы вынуждали финансовые органы империи постоянно изыскивать новые объекты налогообложения и увеличивать налоги, вводя новые сборы для покрытия всевозможных нужд. Потому-то землю и крестьянство, как главные объекты налогообложения, становилось выгоднее не отдавать в тимарные держания, а сохранять как объекты государственных доходов — мукатаа — в распоряжении казны. Этим, по-видимому, объясняются чрезвычайные меры по изъятию тимаров у лиц, якобы не явившихся к театру военных действий б 1596 г., когда одним правительственным актом тимаров лишились почти 30 тыс. человек. Социальный взрыв, последовавший за этим распоряжением, не позволил правительству пойти тогда на столь решительную ликвидацию тимарной системы, и ее агония продолжалась еще почти 250 лет. Тимарные владения, которые все чаще начинают жаловаться верхушке капыкулу, несмотря на огромные доходы, получаемые их обладателями, не являлись тимарами в прежнем значении. Пожалования капыкулу относились к категории хасс, арпалык и т. п. Они могли быть крупных размеров и доходности, но не передавались по наследству, были связаны с определенной должностью, управлялись не их получателями (которые, как правило, и не жили в своих владениях, а могли служить в каком-то отдаленном от пожалованного тимара районе или, чаще, в столице), а специальными управляющими или откупщиками Тимарополучатели из среды капыкулу, следовательно, не был организаторами хозяйства и сельской жизни (С. 269-270). Они представляли собой рентополучателей-рантье, оторванных от хозяйственной деятельности значительно больше, чем это было с сипахи-тимариотами. Земельные пожалования для них были не объектом владения, а фактически тем же жалованьем, при коте ром обезличен и безразличен источник дохода. Тимарами капыкулу часто могли быть записаны доходы с различных неаграрных объектов, а бывало, например, и так, что командир отряда войск капыкулу, расквартированных в провинции, получал определенные суммы, вычитавшиеся из жалованья подчиненных ему рядовых воинов, и эти отчисления фиксировались в финансовых документах как его тимар. Следовательно, тимарная система отрывалась от аграрно-хозяйственной основы, на которой она возникла. На протяжении XVII в. постепенно утрачивала значение система девширме. Кадры капыкулу стали пополняться из собственной среды и генетически терять связь с рабством. Однако их рабская зависимость от султана и его милости оставалась. У них не было другого надежного источника материального и социального благополучия, кроме государственной службы. Широко известны многочисленные случаи, когда, накопив огромные состояния, но не угодив султанскому окружению, государственные деятели получали отставку и теряли и богатства, идаже голову. Казни и опалы великих везиров, например, стали постоянным явлением османской государственной жизни. Государственный аппарат Османской империи с конца XVI в. приобретал самодовлеющий характер, выполнявший лишь функции подавления, ограбления и самообеспечения. С организацией хозяйственной жизни в аграрной сфере он был связан мало. Он постепенно превращался в паразитический нарост на социально-хозяйственном организме страны. Между ним и народом возник новый слой, наиболее яркие представители которого в XVIII в. стали называться айянами. Они представляли собой местную знать, хозяйственно независимую от государственных структур, выросшую на базе откупов, управления крупными хассами или вакуфными владениями, а иногда и старых доосманских владений, включенных османскими властями в тимарную систему, но сохранивших более тесные связи с землей и крестьянством (это — юрдлуки, оджаклыки и другие мюлькиеты имперских окраин). Итак, ясно прослеживается следующая эволюция. Становление османского государства и османского господствующего класса происходит на сложившейся еще в доосманский период земельно-рентной хозяйственной основе (феодальной по сути и уровню социально-экономического развития). Тимарная система приняла на себя функции, которые выполнял в завоеванных странах прежний доосманский феодальный класс (С. 270). Однако эта система (жесткой регламентацией, внутренней подвижностью владений, ограничениями в наследовании, слабой связью рентополучателей с хозяйственной деятельностью и крестьянством) не только нe развивала, а как бы консервировала тот уровень развития общества и хозяйства, который застала при своем утверждении. И если первые тимариоты были как воинами кавалерийского ополчения, так и администраторами местного уровня и в какой-то мере организаторами хозяйства или хотя бы надсмотрщиками за хозяйственной деятельностью крестьянства, то позднее, с внутренним перерождением тимарной системы и появлением в ней «чужаков» из капыкулу, хозяйственно-организационные функции утрачиваются, усиливается паразитизм господствующего класса. Земельные пожалования и связанные с ними общественно полезные функции, выполнявшиеся тимариотами помимо государства и его структур, постепенно сходят на нет, и даже формально сохраняемые подобия тимаров (типа служебных хассов и арпалыков) становятся лишь одной из форм жалованья, уплачиваемого государственным служащим. Государство и тимарная система как бы отторгаются от общества, начинающего новый виток развития, с новым возвышающимся господствующим классом хозяйственных руководителей. По уровню социального развития это, очевидно, снова возрождение феодальных отношений, но несколько иного типа, при котором, крестьянство теряло свой зависимый, но довольно устойчивый при феодализме статус. Распространяются издольщина, ростовщическая кабала, крестьянство теряет имевшуюся у него ранее государственную защиту от чрезмерного феодального произвола, усиливается эксплуатация (то же, кстати, происходило при «втором издании крепостного права» в Восточной Европе), происходит разорение крестьянства, а порой и сокращение ареала земледельческой культуры. Такой путь повторных эволюции и постепенного отторжения государственных структур от общества, с нашей точки зрения, характерный путь феодального (и не только!) развития общества в условиях господства деспотических государственных структур. Государство на первых порах мобилизует силы общества, дает ему толчок для ускоренного развития, затем развитие замедляется, государственный деспотизм не только консервирует, но и разоряет общество и разрушает появляющиеся в нем независимые институты, не связанные с государственными структурами. Развитие происходит как бы вспять, архаизируя формы эксплуатации. Появляется необходимость в новом витке развития, отторгнув паразитическую верхушку, руководившую ранее государством и обществом (С. 271).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|