Здавалка
Главная | Обратная связь

Русское изобразительное искусство середины и II пол. XVIII ст.



Русская культура Просвещения достигает своего высшего расцвета в середине 2-й половины XVIII века, в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Сама культура, продолжая петровские реформы, стремится просвещать своим величием и блеском, претворяясь в образы гармонического согласия между государством и его подданными, создающиеся (по словам архитектора Б.Ф. Растрелли) для «единой славы всероссийской». Эта программа сама по себе принимает неизбежно утопический характер, как бы низводя небо (в церковной традиции трансцендентное, потустороннее) на землю. Однако как раз в художественном творчестве этот утопический проект века Просвещения предстает наиболее продуктивным, украшая несовершенную жизнь примерами идеального совершенства. Причем, по логике просвещенно-монархической культуры, сами императрицы выступают, если и не главными создательницами, то, по крайней мере, главными вдохновительницами всего идеально прекрасного. Даже так называемая окказиональная, то есть временная архитектура – сооружения типа театральных декораций, создававшиеся для оформления празднеств, торжественных монарших въездов, а также погребальных церемоний – порой воплощает в себе самые яркие и смелые стилистические новшества.Дворцовое строительство обретает особый пространственный размах и живописное великолепие; этапным в этом плане явилось творчество Растрелли - сына. Его произведения, среди которых наиболее известны Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (1752-1757) и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762), представляют собой, как правило, целые ансамбли, ритмически объединенные с помощью пластически разнообразных фасадов и внутренних, еще более декоративно-пышных, парадных анфилад. Те же принципы феерически-пышного монументализма присущи и церковным зданиям Б.Ф. Растрелли, прежде всего, комплексу петербургского Смольного монастыря (1748-1764). В русле дворцовой архитектуры продолжает развиваться и стиль рококо, придающий в своих орнаментальных фантазиях всем материалам почти чувственно ощутимый трепет эстетического бытия, услужливо-комфортно сопряженного с человеком.Роскошные городские и усадебные дворцы возводят и придворные, и по заказу вельмож – именно в этом русле кристаллизуется феномен усадьбы как изысканного «храма муз» среди окружающей «сельской простоты». Ярким тому примером может служить увеселительная загородная резиденции графа Шереметева Кусково, основное строительство которой пришлось на 1750-1760-е годы и выполнялось как крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым, так и потомственным зодчим К.И. Бланком и другими. Таким образом, наряду с иностранцами все более значительную роль отныне начинают играть и русские зодчие, среди которыхпрежде всего должны быть отмечены А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Д.В. Ухтомский и другие.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.