Здавалка
Главная | Обратная связь

Стиль барокко в белорусском искусстве XVII – XVIII стст.



борокко - "странный", "причудливый".эффектность, декоративность, театральность, патетика. Контрасты масштабов и цветов, оптические эффекты и др.в изо. Стремление соединить в едином ансамбле различные виды искусства в архитект. 17 в. Бел в составе РП (ВКЛ и Пол.королевство). в бел. – ассимиляция бел, рус, укр к-р, влияние церкви. Архитектура.бурное развитие. Строили в разных стилях. Так, замки имели черты нидерландского Возрождения, так как их строили голландские мастера (замки в Гольшанах и Смолянах).храмы в готико-ренессансных традициях (костел кармелитов в Ружанах, костел бернардинцев в Слониме). Черты ит.барокко имеет Николаевский костел в Мире, костел Божьего тела в Несвиже(1й памятник борокко в Бел, уменьш. копия 1го сооружения борокко в мире – церкви в риме)построенный ит.архит. Яном Бернардони. Чем богаче заказчик, тем пышнее внутренне убранство церкви, замка или дворца.

раннее борокко (к16- 1я пол 17) бескупольныецеркви,зрелое (2я пол 17- 1я треть 18) 2хбашенные церкви, позднее (1730-80) 1 башня, чаще всего роль звонницы. Многие постройки строились из дерева и не дошли до нас. Во многих городах с магдеб правом – ратуши. Живопись. В ж-си переплетение разных черт: готики, ренессанса, маньеризма и барокко. Заметное место в монументальной живописи Беларуси 17 в. занимают росписи церквей униатского Жировичского монастыря, росписи Николаевской церкви в Могилеве. Иконопись переживает значительные изменения. Фоны икон богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Многие напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. Важное место портрет.развитие получил сарматский (парадный) портрет. чем древнее был род, тем почетнее. Иногда художникам заказывали портреты не существующих знатных предков. Портреты писали как местные, так и иностр. живописцы, кот.было достаточно в РП. Сарматский портрет подчинялся канонам: фигура должна изображаться в рост, реже погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти (обстановка символич. смысл), плоский фон, гербы – чаще были, под изображением объяснит.запись, ("Портрет ГризельдыСапеги", "Портрет Елизаветы Радзивил) Авторы большинства из портретов неизвестны. Имена, кот.известны: БартоломейСтробель - (П. ЯнушаРадивила), ИоганШретер - (П. Катарины и Марии Радивил). Скульптура.связана с архитектурой, задача - украшать интерьеры культовых построек. Работает много иностр. мастеров.мемориальная пластика - сам. значит. явление бел. скульптуры 17в. Памятники включают рельефы, фигуры умерших, бюсты, аллегорические персонажи, надписи (Надгробие Николая Вольского и его жены Барбары).надмогилья из несвижчкого костела – сам. Ранний Богатой была алтарная скульптура.композиции выполнены, как правило, из дерева. Черты барокко имеет алтарь каплицы св. Барбары в костеле бернардинцев в д. Будслов. Многие бел.мастера из-за частых разрушит. военных действий уезжают в русскую державу. Славу бел.мастерам принесли строительство и украшение царского Коломенского дворца, иконостасы для Донского, Симеоновского монастырей. Графика. 17в – расцвет. новые техники, виды, жанры. распростр техники: кселография (резьба по дереву, дрэварыты), по меди, офорт.распространены: графический портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанр, картография ("Карта Полоцкой земли", "), виды городов (Несвижа, Бреста). Появилась новая техника гравюры на металле.(Замечат. металлографиком был Александр Тарасевич - оформлял книги и делал графич.портреты. Его работы были европейского уровня. ) Ведущим видом была книжная гравюра. не рукописные, а печатные.Книги печатали и религиозные и светские (учебники, произведения античных авторов, календари..). сам большое кол-во типографий – Вильно. также в Еўе, Куцейна.

39. Иконопись Беларуси XV‒XVIII стст.

К к.16в сформир. самобытная бел.школа иконописи. В результате войн большая часть бел.икон утрачена. Сохр. лишь несколько икон 15-16в: "Богоматерь Одигитрия", "Богоматерь Одигитрия Смоленская", "Богоматерь Одигитрия Иерусалимская", "Параскева" и "Христос Вседержитель". Бел.иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей. Для них характерно отражение естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль), житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны), местных пейзажей, архитектуры, интерьера, одежды, типажей крестьян, дворян, князей.сер 16в- Церковь понимала большое значение в утверждении официальной идеологии и опасалась еретического вольномыслия в иконописи, поэтому она стремилась к регламентации живописи, к подчинению ее определенным канонам. Вопросы живописи рассматривались на церковных соборах. Иконописцы должны были писать с древних образцов. борокко. 17в.Иконопись переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться от униатства обращаются к старовизантийскому письму. Одновременно появляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам ("Троица старозаповедная", 1-я пол. 17 в. из д. Достоево). Фоны икон в это время богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Многие иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. Реалистические устремления белорусской живописи в единственной подписной иконе мастера из Голынич, Петра Евсеевича,- «Рождество Богородицы» (1649). Поведение персонажей естественно и проникнуто искренним чувством. Изображенная сцена вписана в интерьер, насыщенный массой бытовых деталей, вплоть до белорусского орнамента вышивок на подушках. Отмеченная в белорусской иконописи острота местных типов во многом определялась развитием портретного жанра. В свою очередь белорусский портрет вплоть до конца 17 в. был подчинен общему стилю иконописи. В нем сохранялись плоскостность, условность живописных приемов, своего рода иконографическая схема жеста и позы, размещение герба, надписи и атрибутов.эпоха Просвещения 18в. Иконопись являлась средством борьбы за сохранение национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на старинный манер: плоскостное письмо, упрощенные фигуры и т.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в произведение народно-примитивного смысла.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.