Здавалка
Главная | Обратная связь

НЕ НУЖНО НО ПУСТЬ БУДЕТ

С начала 90-х годов Израиль стал объектом постоянного роста объемов иностранных инвестиций - прямых и портфельных.

До 1994 г. иностранные инвесторы практически не были представлены на Тель-Авивской фондовой бирже (ТФБ). В связи с открытием в 1993 г. рынка деривативов, а также на фоне в целом благоприятной ситуации на фондовом рынке Израиля иностранные инвесторы наращивали свое присутствие на ТФБ . Одновременно активно развивался процесс вхождения израильских компаний на биржи США, и к 2000 г. их там было представлено больше, чем компаний из других стран мира за исключением Канады.

Динамика притока прямых иностранных инвестиций (-в 1999— 2000 гг. в связи с бумом промышленности высоких технологий происходил беспрецедентный рост притока ПИИ в страну.

В 90-е годы ХХв. в Израиль пришли такие компании с мировым именем, как «Apple», «Hewlett-Packard», «IBM», «Intel», «Microsoft», «Motorolla», «Siemens» и др. Их инвестиционная политика в Израиле была направлена либо на создание совместных научно-исследовательских центров в разных областях НИОКР, либо на открытие своих заводов по разработке и производству важных элементов создаваемой этими компаниями продукции.

Позитивные экономические и политические процессы, проходившие в Израиле в это время, привели к росту заинтересованности иностранных банков в создании своих представительств или филиалов в стране. В 2000г. деятельность иностранных банков в Израиле находилась еще в начальной стадии развития. Иностранные банки входили на израильский рынок в основном путем открытия там своих филиалов («Standard Chartered Bank» и «Citibank N.A.»), а не путем приобретения местных банков.

Израильские прямые инвестиции за рубеж начали стабильно увеличиваться лишь с 1990 г., когда предприниматели реально ощутили ослабление государственного регулирования экспорта капитала.

Рынок иностранной валюты Израиля работает в соответствии с торговыми правилами международного рынка. В 2000 г. израильский шекель был включен в международную торговую систему Рейтер.

Стоит отметить, что в среднем в исследуемый период курс шекеля к доллару обладал довольно низкой степенью неустойчивости.

1985-2000 гг. В принципе в течение данного периода наблюдалась девальвация курса израильской валюты по отношению к доллару, но в результате жесткой антиинфляционной политики правительства Израиля, приведшей к полному отсутствию инфляции в 2000 г., на фоне небольшого снижения курса доллара в том же году произошло небольшое удорожание стоимости шекеля по отношению к доллару.

Во второй половине 90-х годов в связи со значительным ростом экспорта резервы иностранной валюты Израиля значительно увеличились и к 2000 г. достигли, по данным Банка Израиля, почти $23млрд. по сравнению с $3,7млрд. в конце 1985 г. и $9млрд. в 1996 г.

По классификации Офиса главного ученого Израиля существует четыре основных модели научно-технического сотрудничества страны с другими странами и регионами мира. Первая - это создание двусторонних фондов по промышленным НИОКР. Фонд создается посредством соглашения между Израилем и зарубежной страной, по которому обе стороны обязаны финансировать фонд в течение установленного периода времени. В рамках такой системы Израилем создан ряд фондов с США, Германией, Китаем, Великобританией. Гранты предоставляются фирмам для исследований в таких областях науки и техники, как телекоммуникации, электроника, биология, медицинское оборудование, фармацевтика и пр.

Вторая модель сотрудничества заключается в участии Израиля в европейской рамочной программе, позволяющей Израилю сотрудничать с основными исследовательскими центрами континента. В 1996 г. Израиль впервые присоединился в качестве ассоциированного члена к Четвертой рамочной программе, действовавшей в 1994-1998 гг. Позже Израиль присоединился к многосторонней европейской 5-й рамочной программе, участие в которой оценивается положительно.

Третьей моделью является участие Израиля в программе ЕиЮЗКА. Эта система объединяет 31 европейскую страну с целью содействия развитию взаимоотношений между промышленными и исследовательскими институтами. Основной ее задачей является улучшение конкурентоспособности европейской промышленности на международном рынке путем развития технологически новых продуктов с большим рыночным потенциалом. В отличие от рамочной программы сами сотрудничающие партнеры определяют суть проекта. Вместо финансовых грантов участники этой программы получают «решение об одобрении», которое способствует более успешному поиску финансовых средств.

Четвертой моделью научно-технического сотрудничества являются соглашения о параллельном финансировании. Они дают возможность израильским предприятиям производить совместные НИОКР с иностранными компаниями. В отличие от двусторонних фондов, каждая сторона получает финансирование такого рода проектов из своего аналога Офиса главного ученого Израиля. Такие соглашения были заключены Израилем с Францией, Испанией, Португалией, Голландией, Австрией, Бельгией, Сингапуром.

Кроме рассмотренных ранее моделей Сотрудничества существуют и другие варианты взаимодействия в этой сфере. Так, ряд иностранных концернов финансируют различного рода исследования, проводящиеся в Израиле. Израильские научно-исследовательские институты участвуют также в ряде проектов с институтами других стран, не вписывающихся ни в одну из перечисленных схем.

Большие перспективы у научно-технического сотрудничества Израиля с США, ЕС, Индией, Китаем, Японией, Россией. Сотрудничество в научно-технической сфере между Израилем и Россией - высокий уровень и масштабы их достижений в этой области, практическое отсутствие языкового барьера, близкий менталитет и взаимопонимание, наличие тесных личных связей между многими учеными и специалистами из обеих стран.

патентное сотрудничество и сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности. Израиль является членом Парижской конвенции по защите промышленной собственности и членом Договора по патентному сотрудничеству.

Одним из важнейших аспектов прав собственности является проблема параллельного импорта запатентованной продукции. Существует ряд юридических концепций в этой сфере. У Израиля четкая позиция по этому вопросу отсутствует, что сказывается на рейтинге страны по уровню защиты интеллектуальных прав собственности, который остается достаточно низким.

Быстрое сближение израильских стандартов жизни со стандартами стран Запада привело к повышению интереса к этой стране среди иностранных рабочих. Они стали основным источником низкоквалифицированной рабочей силы в строительстве и сельском хозяйстве.

По отношению ко всем рабочим, не имеющим израильского гражданства, в израильской статистике используется термин «неизраильтяне». Все «неизраильтяне» делятся на две категории: палестинцы и рабочие из других стран. Последних в Израиле принято называть иностранными рабочими.

Трудовая эмиграция: Однако известно, что Израиль является источником высококвалифицированных рабочих, занятых в основном в сфере высоких технологий. США.

В 1987 г. рабочие с территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газы составляли 11% от всех занятых в Израиле. Однако в апреле 1993 г. после ряда террористических атак против гражданских лиц правительство Израиля закрыло палестинские территории, спровоцировав таким образом нехватку рабочей силы. Следствием этого явилось увеличение числа иностранных рабочих в Израиле.

С 1993 г. занятость палестинских рабочих в Израиле характеризовалась наличием пяти тенденций. 1.непостоянныЙ ПОТОК . Вторая тенденция проявилась в сокращении потока в Израиль рабочих из Сектора Газы с 35-45% от общего количества рабочей силы в период до соглашений Осло до 15% в 2000 г. Третьей тенденцией стало усложнение доступа в Израиль. Четвертой - увеличение среднего возраста палестинских рабочих, занятых в Израиле. Последней тенденцией явилось

увеличение числа палестинских рабочих, занятых в еврейских поселениях на территории Западного берега р. Иордан и Сектора Газа.

Что же касается иностранных рабочих, то вследствие указанных причин правительство Израиля увеличило квоты выдачи разрешений на их работу в стране. К 1996 г. было выдано 95 тыс. таких разрешений. Одновременно росло число нелегальных рабочих и их семей вследствие неэффективного контроля над процессом въезда в Израиль и деятельностью иностранных рабочих на рынке труда страны. Быстрый и неконтролируемый рост иностранной рабочей силы вызвал общественное недовольство возможными негативными социальными последствиями этого процесса, что заставило правительство Израиля в 1996 г. снова изменить свою политику по этому вопросу. Новой целью стало значительное сокращение как легальных, так и нелегальных иностранных рабочих в Израиле в течение пяти лет. Она должна быть достигнута путем резкого уменьшения выдаваемых разрешений на работу в Израиле и высылки нелегальных рабочих из страны. Но по разным причинам в исследуемый период этого достичь не удалось.

В частности, этому способствовала принятая в Израиле система трудовых договоров с иностранными рабочими. Под давлением групп, заинтересованных в увеличении числа иностранных рабочих в Израиле по причине их дешевизны, Министерство труда и социальной политики страны подчинило иностранных рабочих своим первым работодателям в Израиле на все время пребывания в стране. При попытке иностранного рабочего поменять работодателя его разрешение на работу аннулировалось, и он становился нелегальным работником, подлежащим депортации. Такая политика привела к тому, что легально въезжавшим иностранным рабочим становилось выгодно стать нелегальными, так как в этом случае они могли выйти на рынок труда и получить более перспективные с финансовой точки зрения предложения, а риск выдворения из страны был невысоким по сравнению с выгодой, получаемой от нелегальной работы в Израиле.

Итак, в 1985-2000 гг. в результате процесса либерализации израильская финансовая система стала существенно более интегрирована в мировую. Активно развивалось научно-техническое сотрудничество Израиля со странами и регионами мира. В исследуемый период в корне изменилась ситуация с иностранной рабочей силой в стране -палестинские рабочие из-за проблем в сфере безопасности повсеместно заменялись рабочими из других стран. В целом участие Израиля в международном движении факторов производства соответствовало в исследуемый период основной макроэкономической стратегии страны

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.