Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема коммутации



 

Первоначально многие смотрели на телефон лишь как на дорогую игрушку. Даже Т. Эдисон не смог сразу оценить те перспективы, которые открывало это изобретение. Дело в том, что первые телефоны могли соединять между собою только двух абонентов[363].

Едва ли не первым, кто поднял вопрос о необходимости сделать телефон общедоступным и предложил способ его решения, стал венгерский изобретатель Тивадар Пушкаш (1844–1893)[364].

Его идея была невероятно проста: чтобы телефонная связь могла соединять всех абонентов, имеющих телефоны, необходимо поставить между ними соединительный центр, куда сходились бы и откуда расходились бы все телефонные линии. Такой центр получил название телефонной станции, а устройство для соединения и разъединения отдельных абонентов – коммутатор[365].

Проект Т. Пушкаша сводился к следующему. Он предложил вывести все телефоны на общую панель так, чтобы один провод каждого телефона шел через нее сверху вниз, другой справа налево, а затем сделать в местах пересечения проводов разных телефонов ячейки, которые можно было закрывать металлическим клинышками и таким образом соединять двух абонентов[366].

С этой идеей весной 1877 г. Т. Пушкаш прибыл в США. Т. Эдисон взял его к себе в помощники. Началась работа по созданию первой телефонной станции[367].

В ходе этой работы первоначальный проект претерпел изменения. Конструкция первого коммутатора тоже представляла панель, на которую были выведены контакты телефонов, но в строго определенном порядке. Первоначально их размещали по алфавиту, потом стали нумеровать. Абонент снимал трубку телефона, в результате чего его аппарат соединялся с коммутатором, затем называл необходимый ему телефон. После этого телефонистка брала штеккер (гибкий изолированный провод в виде шнура) с двумя обнаженными концами и вставляла их в ячейки двух телефонных линий (вызывающей и вызываемой), замыкая обе линии между собой[368].

Считается, что первая коммерческая телефонная станция была открыта 28 января 1878 г. в городе Нью-Хэвен (штат Коннектикут)[369]. В начале 80-х гг. они имелись почти во всех американских городах США с населением более 10 тыс. человек[370]. На рубеже 70–80-х гг. телефонные станции появились в Европе, а затем и в других частях света.

Первоначально даже в крупных городах абонентов было немного. Поэтому вполне достаточно было одной городской телефонной станции. Причем, как было установлено практикой, одна телефонистка могла обслу-живать около 100 номеров[371].

Когда этот предел наступил, новые телефоны пришлось передать на новый коммутатор и сажать за него другую телефонистку. По мере увеличения количества абонентов на телефонной станции происходило увеличение количества коммутаторов и телефонисток.

Чем больше становилось коммутаторов, тем острее вставал вопрос: как соединить два телефона, если их ячейки с контактами находятся на разных коммутаторах? Пока коммутаторных панелей было немного, их можно было располагать рядом. До какого-то момента можно было увеличивать длину соединительного штекера. Но когда счет пошел на тысячи абонентов, а значит, на десятки коммутаторов, стало очевидно, что выход из этого положения лежит на пути создания принципиально иной системы коммутации.

В результате этого появился автоматический коммутатор с декадно-шаговым искателем, создателем которого считается американский изобре-татель, владелец похоронной конторы А. Б. Строутжер[372].

Свое название этот коммутатор получил от положенного в основу поисковой системы принципа объединения всех абонентов в десятки (декады), десять десятков – в сотню, десять сотен – тысячу и т.д. Этот принцип действует до сих пор. Если набирается 7-значный петербургский номер, то первая цифра означает номер миллиона, вторая – номер сотни тысяч, третья – десятка тысяч, четвертая – тысячи, пятая – сотни, шестая – десятка, седьмая – номер в этой десятке[373].

На телефонной станции сгруппированные таким образом контакты всех телефонов стали выводить на панель (по десять на каждой) и располагать их полукругом. Над первой панелью была установлена вторая, над нею третья, четвертая и так до десяти. В результате получалось что-то вроде 10-этажного здания. Контакты каждой сотни тоже выводились на панель (по десять на каждой), эти панели тоже размещались в десять «этажей». И так далее.

Поскольку все контакты были объединены в блоки по сто в каждом, рассмотрим, как работала эта система на примере одного из таких блоков. В центре полукруга находилась ось, на которой параллельно к панелям крепился металлический стержень – «щетка». Над щеткой находился один электромагнит, у основания оси – другой. Когда начинал действовать первый магнит, «щетка» поднималась вверх, когда включался второй магнит, ось, а вместе с нею и щетка начинали вращаться.

Вращение оси осуществлялось с помощью специальной шестеренки, которая находилась на ней. Рядом с шестеренкой были установлены «собачка» и небольшой электромагнит. При замыкании цепи электро-магнит притягивал к себе «собачку», она приходила в движение, касалась зубца шестеренки и сдвигала ее на один шаг. При размыкании цепи «собачка» возвращалась в свое прежнее положение.

Сняв трубку и соединившись с АТС, абонент набирал необходимый ему номер и тем самым размыкал и замыкал цепь. Когда абонент набирал первую цифру, замыкался и размыкался первый магнит, который притя-гивал к себе «щетку» и на соответствующее количество шагов (этажей) поднимал ее вверх. Когда абонент набирал вторую цифру, подобным же образом включался и выключался второй магнит, который соответ-ствующее количество раз приводил в движение «собачку», она – ось, вместе с осью на определенное количество градусов поворачивалась щетка, которая, останавливаясь, замыкала необходимый контакт.

Популярное описание этого механизма можно найти в книге Эмила Кондзиерски «Алло! Кто у телефона?»[374].

Первые автоматические телефонные станции, АТС появились в США уже в конце XIX в.[375] Созданная в конце XIX в. система АТС существует до сих пор. Единственно, что изменилось за это время – механизм автома-тической коммутации[376].

Получивший широкое распространение декадно-шаговый искатель имел три важных недостатка: невысокую скорость действия, низкое качество соединения и быструю изнашиваемость.

Поиски путей усовершенствования автоматической телефонной ком-мутации начались не позднее 1900 г.[377] и привели к изобретению коорди-натного искателя, который в 1915 г. запатентовал инженер Western Electric Д. Н. Рейнольдс, а в 1919 г. продемонстрировал шведский инженер Готтхильф Бетуландер[378]. В основе этой системы коммутации лежала идея перекрестного соединения абонентов, которая была предложена еще Т. Пушкашом, с той лишь разницей, что роль соединительного клинышка стал играть автоматический искатель[379].

Первая АТС оснащенная координатными искателями была открыта в 1923 г. в Швеции в городе Гетеборг. В 1938 г. первая координатная АТС появилась с США[380]. Однако дальнейшее распространение координатного искателя задержала начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война. Только после ее окончания он постепенно стал оттеснять декадно-шаговый искатель на второй план[381].

Почти одновременно с созданием координатного искателя появилась электроника, которая открыла возможность создания новой, электронной или бесконтактной коммутации.

Электронный коммутатор представляет собой «электровакуумный многоконтактный переключатель, в котором переключение производится сфокусированным потоком электронов (электронным лучом), перемещае-мым по контактным электродам электрическим или магнитным полем»[382].

Однако электронные лампы стоили очень дорого. Поэтому не только декадно-шаговый, но и координатный искатель были намного дешевле электронного[383]. В связи с этим первоначально на АТС электронными лампами стали заменять лишь отдельные детали, в результате чего сначала появились «гибридные» и только позднее полностью электронные АТС[384].

Первая аналоговая электронная АТС была открыта в 1965 г. в штате Нью-Джерси[385]. Таким образом, еще не завершился переход от декадно-шагового искателя к координатному, как начался переход от механического коммутирования к электронному.

Совершенствование средств коммутации способствовало постепен-ному расширению сети абонентов.

В 1876 г., когда телефон еще только-только появился на свет, было выпущено около тысячи телефонных аппаратов[386]. В 1890 г. их количество превысило 200 тыс.[387], в 1922 г., когда умер А. Г. Белл, их было уже около 25 млн[388]. Если учесть, что в то время на планете проживало 2 млрд чел.[389], получится, что один телефон приходился примерно на 80 чел., а если принять среднюю семью в составе 4 чел., на 20 семей.

В действительности картина была еще более скромной, так как к тому времени телефонизация захватила главным образом Америку и Европу, причем на США приходилось 13 млн телефонов[390]. Поэтому если здесь телефоны имела каждая вторая семья, в остальных странах телефон приходился на 150 чел. За пределами телефонизации в 20-е гг. оставались почти вся Азия, Африка, Латинская Америка, Австралия.

В 1928 г. насчитывалось 30 млн телефонных аппаратов, в 1958 – около 120 млн, в 1974 г. – 330 млн[391]. К этому времени население планеты увеличилось до 4 млрд чел.[392], а количество семей примерно до 1 млрд. Следовательно, к тому времени телефонизация захватила примерно треть населения планеты.

В 2000 г. на планете было уже 1,5 млрд телефонов[393]. Если принять во внимание численность населения к этому времени – около 6 млрд чел. и взять среднюю семью в размере 4 чел., мы получим около 1,5 млрд семей. Следовательно, к концу XX в. телефонизация в основном была завершена.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.