Здавалка
Главная | Обратная связь

Телефонная связь в 1917–1941 гг.



 

Когда в России началась революция, вопрос о том, кому будет принадлежать телефонная связь, приобрел столь же важное значение, как и вопрос о почте и телеграфе454.

Революционные события 1917 г. фактически остановили дальнейшее развитие телефонной связи. На 1 января 1917 г. насчитывалось 232, 3 тыс. абонентов, на 1 января 1918 г. – 233,4 тыс. 455

Начавшаяся весной 1918 г. военная интервенция, а затем гражданская война привели к разрушению телефонных линий, уничтожению телефонных станций, гибели телефонного оборудования. В результате этого к 1 января 1919 г. количество абонентов сократилось до 173,0 тыс.456

Поскольку одна из причин сокращения телефонной связи заключалась в том, что ее фактически перестали финансировать концессионеры, земства и частный капитал, 6 июля 1919 г. Совет народных комиссаров издал декрет «О национализации телефонных сообщений Российской республики»457.

Однако советское государство не располагало достаточными средствами и техническими возможностями, чтобы остановить процесс разрушения телефонной сети. Поэтому к началу 1920 г. количество абонентов сократилось до 157,0 тыс., к началу 1921 г. – до 126,9 тыс.458 1 октября 1922 г. насчитывалось уже только 89 тыс. абонентов, из них почти половина приходилась на Москву и Петроград459.

В таких условиях государство сочло необходимым монополизировать пользование телефоном. 6 мая 1920 г. был издан декрет «О праве пользования телефонными сообщениями». Согласно этому документу, государство подтвердило переход телефонной связи в свои руки и разрешило пользоваться ею, кроме государственных учреждений, предприятиям и общественным организациям, советским и партийным деятелям, врачам460.

Эти ограничения были сняты только после того, как в 1921 г. начался переход к НЭПу.

Понимая важность связи для управления страной, начав восстановление разрушенного народного хозяйства, советское правительство направило свои усилия и на восстановление телефонной связи. Прежде всего были восстановлены прежние телефонные линии, приведены в рабочее состояние телефонные станции, начало увеличиваться количество телефонных аппаратов: 1923 г. – 104,2 тыс. шт., 1924 г. – 121,3 тыс., 1925 г. –158,7 тыс., 1926 г. – 188,8 тыс., 1927 г. – 207,5 тыс., 1928 г. – 231,6 тыс.461

Таким образом, не позднее 1928 г., т. е. к началу первой пятилетки, довоенный уровень развития телефонной связи был восстановлен.

При этом необходимо иметь в виду следующее обстоятельство. Дело в том, что и до революции, и в годы Советской власти официальная статистика учитывала только те сведения, которые касались телефонов, находившихся сначала в ведении Управления почтами и телеграфами, затем Министерства почт и телеграфов, потом Наркомата почт и телеграфов и Министерства связи.

Между тем по мере удешевления телефонного оборудования его начали приобретать отдельные ведомства. Например, заводоуправления, дирекции шахт, крупные железнодорожные станции и т. д., а также армия и спецслужбы.

В свою очередь ведомственные телефоны в отличие от телефонов сети общего пользования стали подразделяться на два вида: имеющие выход на линии общего пользования и не имеющие. Последние стали называться «внутренними телефонами».

К этому следует добавить так называемые параллельные телефоны.

Поэтому на самом деле количество телефонов, которые имелись в стране, было значительно больше, чем учитывала статистика. В результате этого даже в официальных публикациях можно встретить разные сведения о количестве абонентов и телефонных аппаратов.

Годы первых пятилеток характеризовались дальнейшим расширением телефонной сети. Прежде всего телефонная связь была создана во всех союзных республиках, а столицы этих республик связаны с Москвой. Накануне Великой Отечественной войны была сдана в эксплуатацию телефонная линия Москва–Владивосток. Тогда это была самая протяженная телефонная линия в мире.

Одновременно произошло увеличение плотности телефонной связи.

Если в 1928 г. имелось 325 тыс. телефонов Министерства связи СССР, то в 1932 г. – 563 тыс., в 1937 – 872 тыс., в 1940 г. – 1225 г.462 Таким образом, за 12 лет количество телефонов увеличилось в четыре раза.

В результате СССР сумел войти в первую десятку стран с наиболее развитой телефонной системой (табл. 23).

Таблица 23

Телефония в ведущих странах мира

 

Страна Кол-во телеф. аппаратов, тыс. шт., по годам
США 13329,4 20901,6
Германия 1809,6 3248,9
Англия 986,0 1996,9
Канада 856,3 1402,9
Франция 473,2 1153,6
Швеция 388,1 536,4
Япония 330,6 913,2
Дания 252,3 354,3
Австралия 224,0 520,2
Голландия 161,9 306,6
Швейцария 152,3 297,9
Всего в мире 20850,6 35336,5

Источник: Статистический справочник по хозяйству связи. М., 1934. С. 134.

 

Однако неверно думать, что таким же образом увеличился и доступ населения к телефонной связи. В 1928 г. квартирные телефоны составляли всего лишь 89 тыс. из 325 тыс., т. е. это примерно 27% их общего количества. Три четверти телефонов обслуживали государственный аппарат, предприятия и общественные организации.

За 1928–1940 гг. количество квартирных телефонов тоже увеличилось в несколько раз: 1928 г. – 89 тыс., 1932 г. – 142 тыс., 1937 г. – 211 тыс., 1940 г. – 286 тыс. Однако поскольку общее количество телефонов увеличивалось более быстрыми темпами, удельный вес квартирных телефонов сократился с 27% в 1928 г. до 23% в 1940 г.

Следовательно, развивая телефонизацию, правительство прежде всего стремилось повысить эффективность управления советской власти. Это становится особенно очевидно, если посмотреть на динамику развития телефонной сети в городе и в деревне, а также на использование ее в сельской местности. Чтобы эта политика была понятнее, необходимо учесть, что в 1913 г. в сельской местности проживало 85% всего населения страны, в 1928 г. – примерно 80%, накануне Великой Отечественной войны – 65%.

В 1928 г. почти все телефоны находились в городе, в 1932 г. 519 тыс. в городе и 44 тыс. в сельской местности (92 и 8%), в 1937 г. соответственно 769 и 103 тыс. (88 и 12%), в 1940 г. – 1044 и 181 тыс. (85 и 15%)463. Это данные только по Министерству связи СССР. Если использовать общие данные, согласно которым в 1940 г. было 1723 тыс. телефонов, то из них в городе находилось – 1542 тыс., в деревне – 181 тыс., соответственно 90 и 10%464.

Приведенные данные свидетельствуют, что накануне войны телефон хотя и появился в деревне, но представлял там еще большую редкость. Ранее уже отмечалось, что в первые годы советской власти было обращено особое внимание на то, чтобы подключить к почтовой и телеграфной связи местные органы власти. Эта же цель преследовалась и на пути телефонизации деревни.

В 1932 г. телефоны имели менее 40% всех сельсоветов, в 1937 г. – почти 70%. К 1937 г. было телефонизировано 67% дирекций совхозов, в 1940 г. – 76%465.

Эти же цели преследовало и развитие междугородной телефонной связи. В 1913 г. в стране имелось лишь около 300 междугородных телефонных пунктов, в 1928 г. – уже 6,2 тыс., в 1932 г. – 8,6, в 1937 г. – 9,9, в 1940 г. – 16,8 тыс.466

Если до революции междугородных телефонных пунктов не имели не только подавляющее большинство уездных городов, но даже некоторые губернские центры, то к началу войны междугородные телефонные пункты были не только во всех городах, но и во многих сельских населенных пунктах, главным образом в сельсоветах и на станциях железных дорог.

Столь же быстро росло количество междугородных телефонных разговоров: с 300 тыс. в 1913 г. оно увеличилось до 15 млн в 1928 г. и 93 млн в 1940 г.

Главная цель, которую преследовало советское правительство, расширяя сеть междугородной связи, заключалась в том, чтобы сделать возможной оперативную связь со всеми союзными и автономными республиками, краями, областями и районами. По данным 1928 г., только 30% всех междугородных телефонных разговоров имели личный характер, а 70% были связаны с деятельностью различных органов власти, партийных учреждений, общественных организаций и предприятий467.

Это означает, что развивая междугородную телефонную связь, советское правительство прежде всего заботилось о создании и совершенствовании одного из инструментов оперативного руководства на огромных пространствах СССР.

Поскольку квартирных телефонов не хватало, в некоторых крупных городах появились таксофоны. В 1932 г. в стране насчитывалось 4 тыс. таксофонов, в 1937 г. – 6 тыс., в 1940 г. – 11 тыс.468 Таксофоны были в основном в столицах, в областных и краевых центрах, на крупных железнодорожных станциях.

Быстрое развитие телефонной связи потребовало совершенствования коммутации. Начинается переход от ручной коммутации к автоматической. К этому времени в отличие от США почти во всех западно-европейских странах переход к автоматической коммутации находился в начальной стадии. Советский Союз в этом отношении отставал даже от них (табл. 24).

 

Таблица 24

Автоматизация коммутации в начале 30-х годов*

 

Страна Телефонные станции Степень автоматизации
Всего АТС Кол-во АТС, % Кол-во телефонов, подключ. к АТС, %
Германия
Англия
Италия -
Франция 0,5
Швеция 0,2
СССР 0,1

* Для всех стран, кроме Италии, данные на 1 января 1931 г., для Италии – на 1 января 1930 г.

Источник: Статистический справочник по хозяйству связи. М., 1934. С. 135.

 

«Первая релейная АТС типа ОЛ емкостью 200 номеров, – пишут А. А. Гоголь и И. Ю. Никодимов, – вступила в строй в Кремле в 1924 г. Подобные АТС были смонтированы еще в ряде мест, но они не получили широкого распространения. После первого опыта использования декадно-шаговой системы “Сименс-Гальске” в 1925 г. был заключен договор с фирмой “Эриксон” о производстве в СССР по технической документации этой фирмы АТС с машинным приводом»469.

Однако переход от РТС к АТС в СССР начался только после того, как этот процесс вышел за стены Кремля и Москвы. Это произошло во второй половине 1920-х годов. В 1926 г. в Ростове-на-Дону при участии фирмы «Эриксон» началось строительство первой в СССР АТС на 6 тыс. номеров. 3 августа 1929 г. эта телефонная станция вступила в строй. «Пуском АТС в Ростове-на-Дону было положено начало интенсивного развития автоматизации городской телефонной связи в нашей стране»470.

В годы первой пятилетки были построены первые 13 АТС, к концу второй пятилетки их было уже 37, в 1940 г. – 120. На первый взгляд, роль автоматизированной телефонной связи была незначительной, так как в 1932 г. на АТС приходилось 0,2% всех телефонных станций, в 1937 г. – 0,6%, в 1940 г. – 0,7%.

Однако если в 1932 г. мощность обычной ручной телефонной станции составляла около 75 телефонных номеров, а в 1937–1940 гг. – примерно 60, то мощность первых АТС достигала 3–5 тыс. номеров. В результате в обслуживании населения роль АТС была намного выше их удельного веса среди телефонных станций. В 1932 г. на АТС приходилось 12% телефонов, в 1937 г. – 27%, в 1940 г. – 29% (табл. 25).

А поскольку первые АТС строились только в городах, здесь процесс автоматизирования коммутации шел еще более быстрыми темпами: в 1932 г. – АТС обслуживали 14% городских телефонов, в 1937 г. – 32%, в 1940 г. – 35%471.

Таблица 25

Начало автоматизации телефонной связи

 

Показатель
Телефонные станции: всего АТС РТС    
Телефонные номера, тыс.: всего АТС РТС      
Степень автоматизации, % 13,6 27,1 29,5

Источник: Связь СССР за 50 лет. С. 31–32.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.