I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы
Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий (далее -информационные технологии) в 2000 - 2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта. Однако, во-первых, сводные индексы и межстрановые сопоставления характеризуют Российскую Федерацию не лучшим образом, что говорит о пока еще недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. Например, в рейтинге стран по индексу развития информационных и телекоммуникационных технологий Российская Федерация занимала в 2008 году 48-е место из 159 со значением индекса 4,54 при максимальном его значении 7,85 (в 2007 году - 46-е место со значением индекса 4,13 при значении страны-лидера 7,27). Но эта довольно высокая позиция обеспечена во многом факторами, не связанными с информационными технологиями. В состав индекса входят показатели инфраструктуры связи и телекоммуникаций, доступа к сети Интернет и ее использования, показатели образованности пользователей. Российская Федерация по этим субиндексам в 2008 году занимала соответственно 45-е, 59-е и 26-е место. Существенное отличие в позициях по субиндексам характеризует отставание в технических вопросах создания и развития информационного общества от готовности людей к использованию возможностей информационного общества и тем самым определяет потенциал развития сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (далее - Программа). Также следует отметить, что по некоторым параметрам Российская Федерация не сильно отличается от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5 процентов валового внутреннего продукта, около 30 процентов населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 процентов граждан использовали сеть Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления). Во-вторых, высокие темпы роста отрасли были обеспечены во многом благодаря новым рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и др.) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России в целом. В-третьих, высокие темпы роста нового сегмента отрасли статистически маскируют инерцию в таких традиционных сегментах, как услуги электросвязи, почтовые услуги и средства массовой информации. Например, по состоянию на 2010 год в среднем в промышленно развитых странах доля абонентов, подключенных к современным цифровым станциям, составляла 70 процентов, а подключенных к узлам, оборудованным программируемыми коммутаторами, - 30 процентов. В Российской Федерации указанные показатели составили 44,9 процента и 0,1 процента соответственно. Тем не менее, хотя такие сегменты не демонстрируют "прорывные" темпы развития, планомерная работа обеспечивает доступность услуг и единство информационного пространства. Так, уровень цифровизации на местной телефонной сети увеличился с 76,2 процента в 2008 году до 78,6 процента в 2009 году, причем темпы цифровизации сельской сети превышают темпы цифровизации городской сети. Выполнение федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, обеспечило основу реализации Программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе: 1). создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему "Управление" (далее - система "Управление"), интернет-узел для обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации; 2). созданы сеть удостоверяющих центров и сеть общественного доступа к государственным услугам; 3). разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации. 7. Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Программа, являются: 1). износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости "последней мили" сетей связи; 2). организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет; 3). наличие малой доли радиочастотного спектра, который могут использовать гражданские пользователи, высокой доли спектра, относимого к категории совместного использования (более 90 процентов); 4). необходимость высвобождения частот для цифрового вещания; 5). несоответствие качества и структуры услуг федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" нормативным требованиям и ожиданиям потребителей услуг; 6). отставание темпов развития отрасли связи от мирового уровня; 7). сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники; 8). наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров; 9). наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отрасли связи; 10). наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и органами государственной власти; 11). преимущественно локальный, ведомственный характер внедрения современных средств на основе информационных технологий в государственном управлении; 12). недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения; 13). наличие низких навыков использования информационных технологий, в том числе среди государственных служащих; 14). увеличение количества компьютерных преступлений, рост их корыстной направленности, а также наносимого этими преступлениями материального ущерба; 15). несоответствие объема услуг наземного эфирного телерадиовещания (1 – 2 телевизионных канала за пределами крупных городов) и аналогового формата вещания современным требованиям и сохранение информационного неравенства на территории страны; 16). наличие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет, продолжение поиска компромисса между правом на информацию и авторским правом; 17). недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации; 18). отсутствие в формах федерального статистического наблюдения сведений, необходимых для расчета показателей, представляемых в международные организации, ответственные за формирование индексов развития информационных технологий и электронного правительства (Международный союз электросвязи, ООН и др.); 19). отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи. Программа сформирована в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее соответственно - инновационный сценарий, Концепция). Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии информационного общества, ориентированного на постиндустриальную экономику. При реализации инновационного сценария Программа решает задачи не только в сфере информационных технологий, но и становится инструментом решения задач модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение и др.), регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. При реализации инновационного сценария к 2020 году прогнозируется 10-кратный рост объема услуг связи (в 2,6 раза к 2015 году относительно 2010 года и в 2,7 раза за время реализации второго этапа Программы в 2015 - 2020 годах) и более чем 2-кратный рост объема рынка информационных технологий. Реализацию Программы могут усложнить следующие риски: 1). невыполнение инновационного сценария; 2). неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий Программы относительно развития технологий; 3). недостаточная гибкость и слабая адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций развития информационных технологий, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти; 4). дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ, и мероприятий, предусматривающих внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти; 5). пассивное сопротивление использованию инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий со стороны органов государственной власти; 6). пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина.
8. II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия). Согласно Концепции одним из вызовов, на который должна ответить Российская Федерация, является переход развитых стран к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, в том числе в здравоохранении и других сферах. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики, или экономики знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий. В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления. Концепция определяет 5 приоритетных направлений развития информационных технологий: 1). формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг; 2). повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий; 3). обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий; 4). повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти; 5). противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем. Согласно Стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий. Стратегия определяет следующие направления деятельности в сфере реализации Программы: 1). формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий; 2). повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий; 3). совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере; 4). развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий; 5). повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг; 6). развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий; 7). сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения; 8). противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Кроме того, к сфере реализации Программы относятся следующие стратегические векторы экономической модернизации нашей страны, указанные в статье Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" 10 сентября 2009 г.: 1). совершенствование российскими специалистами информационных технологий, которые позволят добиться серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу; 2). создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, с тем чтобы наши спутники "видели" весь мир, помогали гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. Причем отмечено значение информационных технологий для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний, выявления и ликвидации очагов коррупции, непосредственного обмена мнениями и знаниями. Таким образом, Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений. Такой подход соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. Так, например, в докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к сети Интернет отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к сети Интернет и распространения информации признано нарушением базовых прав человека. В этой связи определена цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо и достаточно решить 3 задачи: 1). обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий; 2). развитие технической и технологической основы становления информационного общества; 3). предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе. 9. Достижение цели характеризуется следующими показателями Программы: место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий; (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р) Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий зависит от результатов развития информационного общества как в Российской Федерации, так и в других странах. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р) Показатели (индикаторы) Программы, подпрограмм и федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" приведены в приложении N 1. Показателями решения задач Программы являются: в области обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий: 1). доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения; 2). сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития; 3). доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг; 4). доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг; в области развития технической и технологической основы становления информационного общества: 1). доля радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения; 2). развитие государственной группировки космических аппаратов; 3). уровни перевода сетей связи в городе и на селе на цифровые технологии; в области предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе: 1). снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения, которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных; 2). доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения. Состав показателей определен таким образом, чтобы обеспечить: 1). наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Программы (подпрограмм); 2). охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий; минимизацию числа показателей; 3). наличие формализованных методик расчета значений показателей. В состав показателей Программы включены отдельные контрольные показатели Стратегии, показатели, на основе которых формируются композитные индексы для международных рейтингов развития информационного общества и доступности информационных технологий, и показатели, отражающие региональные различия. Значения показателей определены методом экспертной оценки на основе сопоставления динамики развития и текущего состояния сферы реализации Программы, с одной стороны, планируемых мероприятий и соответствующих ожидаемых результатов, с другой стороны, с учетом влияния внешних факторов в виде рисков реализации Программы, описанных в разделе IX Программы. Ожидаемыми результатами Программы являются: 1). обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; 2). достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню; 3). обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи; 4). существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий; 5). высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде; 6). обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; 7). развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий; 8). сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп; развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения; 9). возможность дистанционной работы и самозанятости; 10). достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа; 11). высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество. Таким образом, итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. В информационном обществе сокращаются непродуктивные расходы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде экономит около 25 миллионов часов рабочего времени в год за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти и организаций или существенного сокращения очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти, модернизируются требования к ресурсам, в том числе и трудовым, в любой сфере деятельности, расширяются коммуникативные возможности граждан и организаций. Результаты реализации Программы корреспондируются со следующими определенными Стратегией контрольными значениями показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года: 1). место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационного общества; 2). место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы; 3). уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных технологий; 4). сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития; 5). уровень использования линий широкополосного доступа за счет всех технологий; доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации; 6). доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота; 7). доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов. Достижение контрольных значений иных определенных Стратегией показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года зависит от выполнения государственных программ Российской Федерации: "Развитие науки и технологий", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Космическая деятельность России" и "Культура России". Программа выполняется в 2 этапа - с 2011 по 2014 год и с 2015 по 2020 год. Выделение этапов обусловлено необходимостью подведения итогов выполнения Стратегии и уточнения задач развития информационного общества. 10. Виды обеспечения ИС-. В состав информационного обеспечения ИС входят классификаторы технико-экономической информации, унифицированные формы документов, массивы нормативно-справочной и оперативной информации для решения функциональных задач. В состав программного обеспечения ИС входят программные средства, необходимые для реализации всех функций ИС. В состав технического обеспечения ИС входят технические средства, необходимые для получения, ввода, обработки, хранения, регистрации, вывода, передачи информации, реализации управляющих воздействий. В состав организационного обеспечения ИС входят документы, определяющие функции подразделений управления, действия и взаимодействие персонала ИС. В состав метрологического обеспечения ИС входят метрологические средства и инструкции по их применению 'актуально для ИС технологическими процессами, так называемых АСУ ТП. В состав правового обеспечения ИС входят нормативные документы, определяющие правовой статус ИС+ персонала ИС+ правил функционирования ИС и нормативы на автоматически формируемые документы, в том числе на машинных носителях информации. Правовое обеспечение ИС в составе функционирующей системы реализуется в виде документов организационного обеспечения ИС. В состав лингвистического обеспечения ИС входят тезаурусы и языки описания и манипулирования данными. Лингвистическое обеспечение функционирующей ИС может присутствовать в ней самостоятельно или в виде решений по информационному обеспечению ИС и в документах организационного обеспечения ИС-. В состав математического обеспечения ИС входят методы решения задач управления, модели и алгоритмы. В функционирующей системе математическое обеспечение реализовано в составе программного обеспечения. Структура и архитектура информационной системы: · функциональная структура (элементы- функции, задачи, операции; связи-информационные) · техническая структура (элементы-устройства; связи-линии связи) · организационная структура (элементы-коллективы людей и отдельные исполнители; связи- информационные, соподчинения и взаимодействия; · алгоритмическая структура (элементы-алгоритмы; связи-информационные) · программная структура (элементы-программные модули; связи- информационные и управляющие) · информационная структура (элементы -формы существования и представления информации в системе; связи- операции преобразования информации в системе) Структура ИС учитывает особенности объекта управления, виды деятельности, характеристики информационных технологий (ИТ).
11. Роль ИТ- а(ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы как предприятия+ так и общества в целом- Активизация+ распространение и эффективное использование ИР предприятий позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов—сырья+энергии+ полезных ископаемых+материалов и оборудования+людских ресурсов- б( ИТ способствуют оптимизации и автоматизации деятельности сотрудников предприятий и членов общества+в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности+а информация и научные знания- в( ИТ выступают важными элементами других более сложных производственных или социальных явлений+ поэтому являются важными компонентами соответствующих производственных или социальных технологий- Свойства ИТ+позволяющие включать ИТ в систему управления каким-либо объектом- А( Документируемость— возможность представления на материальных носителях в соответствии с действующими правилами оформления документации- Б(Надёжность реализации в процессе эксплуатации всех функций в соответствии с заданными требованиями- В(Завершённость—вероятность выявления ошибок+допущенных при разработке- Г(Простота в освоении пользователем- Д(Открытость и расширяемость—возможность введения новых элементов и связей- Е( Ресурсоёмкость— объём ресурсов+ необходимых для реализации ИТ- Ж(Формализованность—возможность описания ИТ в абстрактном виде- З( Защищённость— способность фиксировать или блокировать действия по несанкционированному доступу к информации или попытки её разрушения- И( Эффективность— технический+ экономический и социальный эффект от использования ИТ
12. Алгоритм; математическая функция или конечный набор описаний конкретной последовательности действий'правил(+ необходимых для того+чтобы интеллектуальное устройство выполнило за конечное время некоторую задачу- Алгоритм–набор инструкций для достижения необходимого результата. Схема алгоритма;совокупность имеющих заданное значение символов+пояснительного текста и соединительных линий+отображающих последовательность операций по обработке информации- Требование к алгоритму;ясность его отдельных частей и очевидность связей между ними- Уровень детализации алгоритма зависит от размера и сложности задач обработки данных-Для описания простой задачи по обработке данных+выполняемой на одном рабочем месте+достаточно одного+первого уровня детализации+который представляется общей схемой процесса обработки данных в ходе решения задачи- Процесс обработки информации в ходе решения задачи представляет собой комплекс операций- При составлении его алгоритма эти последовательно выполняемые операции выделяются графически и изображаются на основном'осевом( направлении алгоритма- На этом же направлении размещаются логические блоки+указывающие на разветвление процесса-Символы+обозначающие-начало½и-конец½схемы'терминатор(+должны быть связаны с основным направлением+ хотя последовательность порядковых номеров символов при этом может быть нарушена- Изображения носителей информации на схеме алгоритма при выполнении данного задания не является обязательным-Однако в случае их включения в названную схему+ изображения носителей должны располагаться справа или слева от соответствующей операции- Нумерация всех графических символов процесса обработки информации в ходе решения задачи'технологических операций+логических блоков+ носителей информации+начала и конца(должна быть сплошной-При этом порядковые номера символов располагаются над символами слева- Алгоритм должен начинаться символом-начало½и завершаться символом-конец½+которые рекомендуется располагать на основном направлении процесса обработки информации- Все символы должны иметь лаконичные и ясные пояснения- Например+в символах операций проставляются их названия+в символах машинных носителей— сокращённые наименования и идентификаторы соответствующих массивов'файлов(+в символах информации+выводимой на экран- В алгоритме следует использовать символ-комментарий½для пояснительных надписей и расшифровки сокращений- Дублирование операций процесса обработки информации и блоков алгоритма должно быть сведено к минимуму-
13. Информационная безопасность: защищённость информации+ ресурсов и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера+которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений и поддерживающей инфраструктуре. Структура:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|