Здавалка
Главная | Обратная связь

I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы



Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий (далее -информационные технологии) в 2000 - 2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.

Однако, во-первых, сводные индексы и межстрановые сопоставления характеризуют Российскую Федерацию не лучшим образом, что говорит о пока еще недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. Например, в рейтинге стран по индексу развития информационных и телекоммуникационных технологий Российская Федерация занимала в 2008 году 48-е

место из 159 со значением индекса 4,54 при максимальном его значении 7,85 (в 2007 году - 46-е место со значением индекса 4,13 при значении страны-лидера 7,27). Но эта довольно высокая позиция обеспечена во многом факторами, не связанными с информационными технологиями. В состав индекса входят показатели инфраструктуры связи и телекоммуникаций, доступа к сети Интернет и ее использования, показатели образованности пользователей. Российская Федерация по этим субиндексам в 2008 году

занимала соответственно 45-е, 59-е и 26-е место. Существенное отличие в позициях по субиндексам характеризует отставание в технических вопросах создания и развития информационного общества от готовности людей к использованию возможностей информационного общества и тем самым определяет потенциал развития сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (далее - Программа). Также следует отметить, что по

некоторым параметрам Российская Федерация не сильно отличается от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5 процентов валового внутреннего продукта, около 30 процентов населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 процентов граждан использовали сеть Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления).

Во-вторых, высокие темпы роста отрасли были обеспечены во многом благодаря новым рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и др.) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России в целом.

В-третьих, высокие темпы роста нового сегмента отрасли статистически маскируют инерцию в таких традиционных сегментах, как услуги электросвязи, почтовые услуги и средства массовой информации. Например, по состоянию на 2010 год в среднем в промышленно развитых странах доля абонентов, подключенных к современным цифровым станциям, составляла 70 процентов, а подключенных к узлам, оборудованным программируемыми коммутаторами, - 30 процентов. В Российской Федерации указанные показатели составили 44,9 процента и 0,1 процента соответственно. Тем не менее, хотя такие сегменты не демонстрируют "прорывные" темпы развития, планомерная работа обеспечивает доступность услуг и единство информационного пространства. Так, уровень цифровизации на местной телефонной сети увеличился с 76,2 процента в 2008 году до 78,6 процента в 2009 году, причем темпы цифровизации сельской сети превышают темпы цифровизации городской сети.

Выполнение федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)",

утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65, обеспечило основу реализации Программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе:

1). создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему "Управление" (далее - система "Управление"), интернет-узел для обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, типовую информационную систему поддержки

деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации;

2). созданы сеть удостоверяющих центров и сеть общественного доступа к государственным услугам;

3). разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации.

7.

Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Программа, являются:

1). износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости "последней мили" сетей связи;

2). организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет;

3). наличие малой доли радиочастотного спектра, который могут использовать гражданские пользователи, высокой доли спектра, относимого к категории совместного использования (более 90 процентов);

4). необходимость высвобождения частот для цифрового вещания;

5). несоответствие качества и структуры услуг федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" нормативным требованиям и ожиданиям потребителей услуг;

6). отставание темпов развития отрасли связи от мирового уровня;

7). сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;

8). наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;

9). наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отрасли связи;

10). наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и органами государственной власти;

11). преимущественно локальный, ведомственный характер внедрения современных средств на основе информационных технологий в государственном управлении;

12). недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

13). наличие низких навыков использования информационных технологий, в том числе среди государственных служащих;

14). увеличение количества компьютерных преступлений, рост их корыстной направленности, а также наносимого этими преступлениями материального ущерба;

15). несоответствие объема услуг наземного эфирного телерадиовещания (1 – 2 телевизионных канала за пределами крупных городов) и аналогового формата вещания современным требованиям и сохранение информационного неравенства на территории страны;

16). наличие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет, продолжение поиска компромисса между правом на информацию и авторским правом;

17). недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации;

18). отсутствие в формах федерального статистического наблюдения сведений, необходимых для расчета показателей, представляемых в международные организации, ответственные за формирование индексов развития информационных технологий и электронного правительства (Международный союз электросвязи, ООН и др.);

19). отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи.

Программа сформирована в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее соответственно - инновационный сценарий, Концепция).

Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии информационного общества, ориентированного на постиндустриальную экономику. При реализации инновационного сценария Программа решает задачи не только в сфере информационных технологий, но и становится инструментом решения задач модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение и др.),

регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.

При реализации инновационного сценария к 2020 году прогнозируется 10-кратный рост объема услуг связи (в 2,6 раза к 2015 году относительно 2010 года и в 2,7 раза за время реализации второго этапа Программы в 2015 - 2020 годах) и более чем 2-кратный рост объема рынка информационных технологий.

Реализацию Программы могут усложнить следующие риски:

1). невыполнение инновационного сценария;

2). неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий Программы относительно развития технологий;

3). недостаточная гибкость и слабая адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций развития информационных технологий, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;

4). дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ, и мероприятий, предусматривающих внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти;

5). пассивное сопротивление использованию инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий со стороны органов государственной власти;

6). пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина.

 

 

8.

II. Приоритеты государственной политики в сфере

реализации Программы, цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов Программы,

сроки и этапы реализации Программы

 

Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия).

Согласно Концепции одним из вызовов, на который должна ответить Российская Федерация, является переход развитых стран к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, в том числе в здравоохранении и других сферах. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики,

или экономики знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий.

В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления.

Концепция определяет 5 приоритетных направлений развития информационных технологий:

1). формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;

2). повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;

3). обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;

4). повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления,

взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти;

5). противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования

информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Согласно Стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.

Стратегия определяет следующие направления деятельности в сфере реализации Программы:

1). формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры,

предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

2). повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;

3). совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

4). развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

5). повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

6). развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере

информационных технологий;

7). сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

8). противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Кроме того, к сфере реализации Программы относятся следующие стратегические векторы экономической модернизации нашей страны, указанные в статье Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" 10 сентября 2009 г.:

1). совершенствование российскими специалистами информационных технологий, которые позволят добиться серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу;

2). создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, с тем чтобы наши спутники "видели" весь мир, помогали гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

Причем отмечено значение информационных технологий для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний, выявления и ликвидации очагов коррупции, непосредственного обмена мнениями и знаниями. Таким образом, Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений.

Такой подход соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. Так, например, в докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к сети Интернет отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к сети Интернет и распространения информации признано нарушением базовых прав человека.

В этой связи определена цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо и достаточно решить 3 задачи:

1). обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий;

2). развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

3). предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

9.

Достижение цели характеризуется следующими показателями Программы:

место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных

технологий; (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р)

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р)

Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий зависит от результатов развития информационного общества как в Российской Федерации, так и в других странах. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.12.2012 N 2562-р)

Показатели (индикаторы) Программы, подпрограмм и федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" приведены в приложении N 1.

Показателями решения задач Программы являются:

в области обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе современных

информационных технологий:

1). доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения;

2). сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

3). доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг;

4). доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг;

в области развития технической и технологической основы становления информационного общества:

1). доля радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

2). развитие государственной группировки космических аппаратов;

3). уровни перевода сетей связи в городе и на селе на цифровые технологии;

в области предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе:

1). снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения, которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

2). доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения.

Состав показателей определен таким образом, чтобы обеспечить:

1). наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Программы (подпрограмм);

2). охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий;

минимизацию числа показателей;

3). наличие формализованных методик расчета значений показателей.

В состав показателей Программы включены отдельные контрольные показатели Стратегии, показатели, на основе которых формируются композитные индексы для международных рейтингов развития информационного общества и доступности информационных технологий, и показатели, отражающие региональные различия.

Значения показателей определены методом экспертной оценки на основе сопоставления динамики развития и текущего состояния сферы реализации Программы, с одной стороны, планируемых мероприятий и соответствующих ожидаемых результатов, с другой стороны, с учетом влияния внешних факторов в виде рисков реализации Программы, описанных в разделе IX Программы.

Ожидаемыми результатами Программы являются:

1). обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

2). достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню;

3). обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

4). существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий;

5). высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;

6). обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

7). развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

8). сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;

развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

9). возможность дистанционной работы и самозанятости;

10). достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

11). высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.

Таким образом, итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. В информационном обществе сокращаются непродуктивные расходы (например, переход к предоставлению государственных услуг в

электронном виде экономит около 25 миллионов часов рабочего времени в год за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти и организаций или существенного сокращения очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти, модернизируются требования к ресурсам, в том числе и трудовым, в любой сфере деятельности, расширяются коммуникативные возможности граждан и организаций. Результаты реализации Программы корреспондируются со следующими определенными Стратегией контрольными значениями показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года:

1). место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития

информационного общества;

2). место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы;

3). уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных технологий;

4). сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

5). уровень использования линий широкополосного доступа за счет всех технологий;

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации;

6). доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота;

7). доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов.

Достижение контрольных значений иных определенных Стратегией показателей развития

информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года зависит от выполнения государственных программ Российской Федерации: "Развитие науки и технологий", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Космическая деятельность России" и "Культура России".

Программа выполняется в 2 этапа - с 2011 по 2014 год и с 2015 по 2020 год. Выделение этапов обусловлено необходимостью подведения итогов выполнения Стратегии и уточнения задач развития информационного общества.

10.

Виды обеспечения ИС-­.

В состав­ информационного обеспечения ИС входят классификаторы­ технико-экономической информации, унифицированные формы документов,

массивы нормативно-справочной и оперативной информации для решения­

функциональных задач.

В состав­ программного обеспечения ИС входят программные средства, необходимые для реализации всех функций ИС.

В состав­ технического обеспечения ИС входят технические средства,

необходимые для получения, ­ввода, ­обработки, ­хранения, регистрации, вывода, передачи информации, реализации управляющих воздействий.

В состав­ организационного обеспечения ИС входят документы, определяющие функции подразделений управления, действия и взаимодействие­ персонала ИС.

В состав ­метрологического обеспечения ИС входят метрологические­ средства и инструкции по их применению­ 'актуально для ИС технологическими процессами, ­так называемых АСУ ТП.

В состав­ правового обеспечения ИС входят нормативные документы, определяющие правовой статус ИС+­ персонала ИС+­ правил функционирования ИС и нормативы на автоматически формируемые документы, в том числе на машинных носителях информации. ­Правовое обеспечение ИС в составе­ функционирующей системы реализуется в виде документов организационного обеспечения ИС.

В состав ­лингвистического обеспечения ИС входят тезаурусы и языки­ описания и манипулирования данными. Лингвистическое обеспечение­

функционирующей ИС может присутствовать в ней самостоятельно или в виде решений по информационному обеспечению ИС и в документах организационного обеспечения ИС-.

В состав ­математического обеспечения ИС входят методы решения­

задач управления, ­модели и алгоритмы. ­В функционирующей системе математическое обеспечение реализовано в составе программного обеспечения.

Структура и архитектура информационной системы:­

· функциональная структура ­(элементы­- функции,­ задачи,­ операции; связи-информационные)

· техническая структура ­(элементы-устройства;­ связи­-линии связи)

· организационная структура­ (элементы­-коллективы людей и отдельные исполнители;­ связи­- информационные,­ соподчинения и взаимодействия;

· алгоритмическая структура ­(элементы­-алгоритмы;­ связи­-информационные)

· программная структура ­(элементы­-программные модули; ­связи­-

­информационные и управляющие)

· информационная структура ­(элементы­ -­формы существования и­

представления информации в системе;­ связи­-­ операции преобразования­

информации в системе)

Структура ИС учитывает особенности объекта управления,­ виды деятельности, характеристики информационных технологий­ (ИТ).

 

 

11.

Роль ИТ-­

а(­ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы как предприятия+­ так и общества в целом-­ Активизация+­

распространение и эффективное использование ИР предприятий позволяют­

получить существенную экономию других видов ресурсов­—­сырья+­энергии+­

полезных ископаемых+­материалов и оборудования+­людских ресурсов-­

б(­ ИТ способствуют оптимизации и автоматизации деятельности сотрудников предприятий и членов общества+­в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности+­а информация и научные знания-­

в( ­ИТ выступают важными элементами других более сложных производственных или социальных явлений+­ поэтому являются важными компонентами соответствующих производственных или социальных технологий-­

­Свойства ИТ+­позволяющие включать ИТ в систему управления каким-либо объектом-­

А(­ Документируемость­—­ возможность представления на материальных носителях в соответствии с действующими правилами оформления документации-­

Б(­Надёжность реализации в процессе эксплуатации всех функций в соответствии с заданными требованиями-­

В(­Завершённость­—­вероятность выявления ошибок+­допущенных при­

разработке-­

Г(­Простота в освоении пользователем-­

Д(­Открытость и расширяемость­—­возможность введения новых элементов и связей-­

Е(­ Ресурсоёмкость­—­ объём ресурсов+­ необходимых для реализации­

ИТ-­

Ж(­Формализованность­—­возможность описания ИТ в абстрактном виде-­

З(­ Защищённость­—­ способность фиксировать или блокировать действия по несанкционированному доступу к информации или попытки её разрушения-­

И(­ Эффективность­—­ технический+­ экономический и социальный эффект от использования ИТ

 

12.

Алгоритм;­ математическая функция или конечный набор описаний конкретной последовательности действий­'правил(+­ необходимых для­

того+­чтобы интеллектуальное устройство выполнило за конечное время некоторую задачу-­

Алгоритм­–­набор инструкций для достижения необходимого результата.

Схема алгоритма;совокупность имеющих заданное значение символов+­пояснительного текста и соединительных линий+­отображающих последовательность операций по обработке информации-­

Требование к алгоритму;­ясность его отдельных частей и очевидность­

связей между ними-­

Уровень детализации алгоритма зависит от размера и сложности задач­

обработки данных-­Для описания простой задачи по обработке данных+­выполняемой на одном рабочем месте+­достаточно одного+­первого уровня детализации+­который представляется общей схемой процесса обработки данных в ходе решения задачи-­

Процесс обработки информации в ходе решения задачи представляет­

собой комплекс операций-­ При составлении его алгоритма эти последовательно выполняемые операции выделяются графически и изображаются на­

основном­'осевом(­ направлении алгоритма-­ На этом же направлении размещаются логические блоки+­указывающие на разветвление процесса-­Символы+­обозначающие­-начало½­и­-конец½­схемы­'терминатор(+­должны быть­

связаны с основным направлением+­ хотя последовательность порядковых­

номеров символов при этом может быть нарушена-­

Изображения носителей информации на схеме алгоритма при выполнении данного задания не является обязательным-­Однако в случае их включения в названную схему+­ изображения носителей должны располагаться­

справа или слева от соответствующей операции-­

Нумерация всех графических символов процесса обработки информации в ходе решения задачи­'технологических операций+­логических блоков+­

носителей информации+­начала и конца(­должна быть сплошной-­При этом­

порядковые номера символов располагаются над символами слева-­

Алгоритм должен начинаться символом­-начало½­и завершаться символом­-конец½+­которые рекомендуется располагать на основном направлении процесса обработки информации-­

Все символы должны иметь лаконичные и ясные пояснения- ­Например+­в символах операций проставляются их названия+­в символах машинных носителей­—­ сокращённые наименования и идентификаторы соответствующих массивов­'файлов(+­в символах информации+­выводимой на экран-­

В алгоритме следует использовать символ­-комментарий½­для пояснительных надписей и расшифровки сокращений-­

Дублирование операций процесса обработки информации и блоков­ алгоритма должно быть сведено к минимуму-­

 

13.

Информационная безопасность: защищённость информации+­ ресурсов и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера+­которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений­ и поддерживающей инфраструктуре. Структура:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.