Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
• Совершенная конкуренция — рынок с большим числом независимых покупателей и продавцов однородного товара (услуги) и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить в отрасль и на рынок и покидать их. Рынок открыт для каждого. Фирма не может повлиять на рыночную цену блага и воспринимает ее как заданную. Линия спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластична. На рынке существует единая цена блага. Фирма может продавать дополнительную единицу продукции без снижения цены (MR = Р). Условия совершенной конкуренции: 1. Множество продавцов и покупателей данного товара (услуги); 2. Отсутствие монополистического сговора между ними; 3. Свободный доступ к ресурсам, отсутствие нормирования или очереди; 4. Полная и доступная для потребителей информация о рынке данного товара; 5. Однородность производимого товара (услуги), отсутствие его дифференциации; 6. Отсутствие входных барьеров в данную отрасль. • Абсолютная (чистая) монополия - рынок со следующими отличительными чертами: а) на нем существует лишь одна фирма-продавец, обслуживающая весь рынок, то есть размер фирмы совпадает с размером отрасли, б) она предлагав уникальный товар, не имеющий близких заменителей, в) вход на рынок для других продавцов закрыт (монополия государства, патенты, эксклюзивный доступ к ресурсам), либо экономически неэффективен (сетевой характер доставки блага, требующий контроля из единого центра, положительная отдача от масштаба). Различают естественные и искусственные монополии. Олигополия - рынок со следующими отличительными чертами: а) на нем присутствует несколько крупных фирм-продавцов (как правило, не более 10), Доля, по крайней мере, некоторых из них достаточно высока, что позволяет им осуществлять контроль за ценами; б) фирмы предлагают либо однородный товар (однородная олигополия: металлургические комбинаты, нефтяные компании), либо различающийся по качественным характеристикам (неоднородная олигополия: автомобилестроители, производство бытовой техники); в) доступ для других фирм на рынок затруднен по одной или нескольким причинам (эффект масштаба, расходы на рекламу, невозвратные издержки). • Монополистическая конкуренция — рынок со следующими отличительными чертами: а) на нем присутствует много продавцов данного товара (услуги), мелких и средних; б) имеет место значительная дифференциация товара, преобладает неценовая конкуренция; в) отсутствуют высокие входные барьеры, хотя некоторые барьеры, например, патенты и лицензии, вполне вероятны (рынки одежды, обуви, продуктов питания). Наличие уникальных качеств товара сближает монополистическую конкуренцию с монополией. Спрос на продукцию высокоэластичен, т.к. повышение цены может привести к отказу прежних потребителей от покупки данного товара
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|