Здавалка
Главная | Обратная связь

Квотирование (контингентирование).



БИЛЕТ 1.

1. Сущность и понятие «внешнеэкономическая деятельность», современный подход к характеристике ВЭД.

2. Правовые основы государственного регулирования ВЭД России, сущность и структура правового регулирования внешнеэкономической сферы в России.

3. Нетарифные методы регулирования и их классификация согласно нормам и правилам ВТО.

 

1 ОТВЕТ.

ВЭД представляет совокупность производственно-хоз-х организационно-эк-х и оперативно-коммерческих функций экспортноориентир-х предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы иностранного партнера. ВЭД в отличии от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур, фирм, организации предприятий объединения и т.д. с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере. Базируется на критериях предпринимательской деят-ти, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью (независимостью), а также юридич.независ-ю под отраслевой ведомственной опекой.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит хозяйственно-коммерческий расчет на основе самостоят-ти и самоокупаемости, с учетом собственных валютнофин-х и материально-технических вохможностей.

Внешнеэкономические операции – комплекс валютнофин-х организационно-правовых и технических действий по подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических следок в целом.

Внешнеэкономическая сделка – это договор (соглашение) между двумя и более фирмами, находящихся в разных странах по поставке определенного количества товаров и услуг в соответствии с согласованными условиями.

Внешнеэкономический потенциал предприятия – это совокупность его собственных и привлеченных ресурсов (трудовых, информационных, финансовых), позволяющие производить конкурентоспособные товары и услуги для внешних рынков. На мезоуровне категориями внешнеэкономической сферы явл-ся «Внешнеэкономические связи региона», «Внешнеэкономический потенциал региона», «Внешнеэкономический комплекс региона».

2 ОТВЕТ.

Первоочередными задачами современной внешнеторговой политики РФ

являются:

1)Обеспечение доступа отечественных предприятий к мировым рынкам

машин и оборудования, технологий и информаций, капитала, международных сырьевых ресурсов, транспортных коммуникаций.

2) Оказание политической, финансовой, информационной поддержки в

продвижении продукции предприятий на рынке, контролируемом ТНК или

защищенном протекционистскими барьерами зарубежных государств и их

союзов.

3) Достижение благоприятного торгово-политического режима в отношении с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками,

организациями и союзами, снятие имеющихся потенциально-

дискриминационных ограничений.

4) Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во

взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными

организациями и должниками РФ.

Активная роль государства во внешней сфере важна для РФ, обладающей

большой территорией, большими природными ресурсами, имеющей

определенные политические интересы.

Потребность в таком подходе ощущается острее в процессе формирования

новой системы регулирования и организации торговой деятельности.

Государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не

административными запретами и ограничениями, а путем создания

благоприятных экономических условий для осуществления внешнеторговых

операций, которые способствуют повышению эффективности экономики,

реализации задач социально-экономического развития страны.

Административные меры применяются, если с помощью экономических мер

не удается достичь поставленных целей.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности не означает,

что допускается неоправданное вмешательство во ВТД, нанесения ущерба

участникам ВЭД.

Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из

индивидуальных, коллективных позиций отдельных хозяйственных

субъектов.

Необходимо достижение компромисса между многочисленными и

разнообразными интересами участников ВЭД при соблюдении общих

национальных интересов. Таковы допустимые пределы государственного

вмешательства в рыночную экономику для решения основных социально-

экономических проблем общества.

 

3 ОТВЕТ.

Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных

мер занимал одно из центральных мест в деятельности ГАТТ в ходе

многосторонних торговых переговоров в 1973-1995 годах. В рамках

ГАТТ/ВТО пока еще официального определения термина ≪нетарифные меры≫ нет.

В настоящее время меры нетарифного регулирования, согласно

классификации ВТО, представлены пятью группами. В ней насчитывается

порядка 600 видов нетарифных ограничений, объединенных в пять групп:

количественные ограничения; нетарифные сборы, налоги, финансовые меры;

субсидии экспортерам и импортозамещающим производствам;

ограничительная практика правительственных органов; технические барьеры

в торговле. Нетарифные методы регулирования торговли охватывают мер

финансовой, технической, административной, кредитной, торговой и

экологической политики, направленных на защиту здоровья людей, животных и растений, использование которых создают барьеры для развития внешней торговли товарами и услугами.

В международной торговой политике и практике различаются две

разновидности нетарифных мер:

- меры, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней

торговли путем запрет, квотирования, лицензирования, добровольных

ограничений экспорта и др.;

- нетарифные меры, возникающие в результате дискриминационного

использования технических барьеров, а также реализация норм

здравоохранения, осуществления финансовых и административных и других

мер, выходящих за рамки торговой политики.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО и другими международными

соглашениями нетарифные методы регулирования торговли могут быть

применяться в следующих случаях:

- введения временных количественных ограничений экспорта или

импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты

национального рынка;

- реализации разрешительного порядка экспорта или импорта

отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на

безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество

физических или юридических лиц, государственное или муниципальное

имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- выполнения международных обязательств;

- введения исключительного права на экспорт или импорт отдельных

товаров;

- инициирования специальных защитных, антидемпинговых и

компенсационных мер;

- обеспечения защиты общественной морали и правопорядка;

- обеспечения защиты культурных ценностей;

- обеспечения национальной безопасности

В 2003 г. был принят Федеральный закон ≪Об основах

государственного регулирования внешнеторговой деятельности≫, согласно

которому нетарифное регулирование - метод государственного регулирования

внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения

количественных ограничений и иных запретов и ограничений

экономического характера.

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет

собой отработанный механизм взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой

внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических

интересов страны, выполнения международных обязательств государства и

расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках

товаров и услуг.

Перечень товаров, к которым в настоящее время в Российской

Федерации применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой

деятельности, можно условно разбить на пять групп.

К первой группе относятся товары и технологии двойного назначения,

применяемые при создании обычных вооружений и военной техники;

оборудование, материалы и технологии, которые могут способствовать

созданию оружия массового уничтожения

Вторая группа — это товары, подпадающие под многосторонние

международные соглашения. Речь идет об озоноразрушающих веществах;

опасных отходах; осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;

наркотических средствах, сильнодействующих и ядовитых веществах.

К третьей группе принадлежат лекарственные средства; драгоценные

металлы и драгоценные, камни; алкогольная продукция; радиоактивные

вещества; взрывчатые вещества промышленного назначения; специальные

технические средства для негласного получения информации; шифровальная

техника; сахар-сырец, сахар белый, патока крахмальная; дикорастущие

растения; дикие животные; ковры и текстильные напольные покрытия,

происходящие из ЕС.

На указанные группы товаров выдаются лицензии.

К четвертой группе относятся товары, на которые выдаются различные

формы разрешительных документов (удостоверения, экспортные лицензии,

экспортные документы, производственные сертификаты) в соответствии с

двусторонними соглашениями, заключенными по итогам урегулирования

торговых споров. На основании этих документов осуществляется мониторинг

поступления российских товаров на таможенную территорию стран-

партнеров.

Наличие таких документов в предусмотренных соглашениями случаях

является основанием для ввоза товара на таможенную территорию страны —

торгового партнера и позволяет осуществлять контроль над выполнением

российской стороной принятых на себя обязательств.

Пятая группа — это товары, для которых устанавливается особый

порядок осуществления внешнеторговых операций. В частности, для них

предусмотрен мониторинг их вывоза и ввоза.

 

БИЛЕТ 2.

1. Понятие внешне­экономической, внешнеторговой деятельности и внешнеэкономических связей.

2. Эволюция понятия «внешнеэкономический комплекс», состав внешнеэкономического комплекса России.

3. Количественные ограничения и меры административного характера во внешней торговле России.

1 ОТВЕТ.

ВЭС представляют собой формы реализации межгосударственных отношений, в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества. Содержание ВЭС состоит в безусловном обеспечении экономических поставок для государственных и федеральных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых в рамках МРТ (меж-го разделения труда).

Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг, осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему государственного заказа и лимитов с централизованным обеспечением, материальными и валютными ресурсами организации, определяющих в качестве государственных заказчиков по экспорту и функцией периода исполнения государственного заказа. Государственный заказ является директивным планом, включающий контрольные цифры на производство экономической продукции за счет государственных средств. Выдавая государственный заказ, государственные ведомства министерства берут на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Гос.заказы реализуются через договор/соглашения, которые заключаются с предприятием-производителем экономической продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон. Главная привлекательность государственных заказов состоит в 100%-й гарантии оплаты исполненного предприятием обязательством. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать гос.заказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, технич-м хар-м и срокам исполнения.

ВЭД представляет совокупность производственно-хоз-х организационно-эк-х и оперативно-коммерческих функций экспортноориентир-х предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы иностранного партнера. ВЭД в отличии от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур, фирм, организации предприятий объединения и т.д. с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере. Базируется на критериях предпринимательской деят-ти, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью (независимостью), а также юридич.независ-ю под отраслевой ведомственной опекой.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит хозяйственно-коммерческий расчет на основе самостоят-ти и самоокупаемости, с учетом собственных валютнофин-х и материально-технических вохможностей.

В современных условиях ВЭД государства представляет собой систему

экономических отношений, складывающихся при обмене ресурсами всех

видов между государствами и их экономических субъектов.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и

услугами, связанный с осуществлением товарооборота. Одной из

приоритетных задач для экономических преобразований в РФ стала

либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать

равноправной интеграции в мировой экономике. Задача формирования

предполагала в свою очередь, базирующуюся на механизмах рыночного

регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений

в этой сфере.

2 ОТВЕТ.

ВЭК занимает особое место в национальной экономике России. Он объединяет огромный арсенал органов гос-го управления и хоз-х субъектов, которые широко вовлечены во ВЭД. Уровень развития ВЭК России определяется возм-ю производить конкурентоспос-е на международном рынке товары и услуги на основе имеющихся конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности регионов. ВЭК активно влияет на увеличение потенциала государства и его субъектов путем активного подключения для проведения внешнеэкономической политики.

Под ВЭК Росии понимается структурно и функц-но взаимосвязанная совокупность ее элементов, участвовавших как в осуществлении, так и в управлении ВЭК. При этом основу ВЭК составляют промышленные и транспортные предприятия, торговые фирмы и предприятия в сфере услуг, коммерческие банки и другие финансовые уч-я, обслуживающие ВЭС. Многообразная ВЭД осущ-ся гос-ми производственно-экономическими и общественными и общественными структурами, составляющими в совокупности ВЭК страны, включающий след. звенья и структуры:

1)гос-е органы федеральные региональные (субъекты РФ), выдающие вопросами внешнеэкономической политики.

2)заграничные уч-ые (учреждения), занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

3)хоз-ые комплексы, отрасли и отдельные экспортноориентир-е пред-я (юридические и физич. лица).

4) промышленные и транспортные пред-я, торговые фирмы и пред-я сферы услуг.

5) коммерческие банки и др.фин-е учреджения, обслуживающие внешнеэкономическую сферу.

6) страховые компании, осущ-е страхование внешнеторговых сделок на всех стадиях их исполнения.

7) высшие учебные заведения, осущ-е обучение и подготовку специалистов внешнеэк-й дея-ти.

8)орг-ции, способствующие развития внешнеэк-й политики.

 

3 ОТВЕТ.

Количественные ограничения (quantitative restrictions, QR) —ограничения

импорта или экспорта какого-либо товара путем установления максимального количества этого товара, разрешенного к вывозу (ввозу). По итогам Уругвайского раунда большинство количественных ограничений на торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией подлежит устранению.

Количественные ограничения — административная форма нетарифного

государственного регулирования торговли, определяющая количество и

номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту путем

установления максимального объема ввоза или вывоза, который разрешен в

течение определенного периода времени, обычно года, сезона или квартала.

Такое количество называют квотой или контингентом, а сам метод —

квотированием ввоза или вывоза.

Появление количественных ограничений заставило существенно

изменить правовой механизм регулирования внешней торговли.

Согласно нормам и правилам ВТО к количественным ограничениям

страны могут прибегать только в том случае, если все другие способы

решения проблемы оказались неэффективными. Предусмотрено применение

экспортных ограничений в случае угрозы возникновения нехватки.

продовольствия или другого жизненно важного товара на внутреннем рынке.

Их можно вводить для обеспечения равновесия платежного баланса и в

некоторых других случаях. Страна, которая намерена воспользоваться такими мерами, обязана проконсультироваться со своими торговыми партнерами.

Количественные ограничения не должны выходить за пределы, необходимые

для выполнения своей основной задачи, — восстановления равновесия

платежного баланса. Не рекомендуется вводить ограничения на импорт

товаров, используемых в производстве вывозимой из страны продукции, с

тем, чтобы не препятствовать росту экспорта. Слабо экономически развитым

странам предоставлена несколько большая свобода в применении

количественных ограничений.

Квотирование (контингентирование).

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или

стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну

(импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный

период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем

ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или

экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает

нелицензированную торговлю. Квотирование является более гибким и оперативным инструментом

политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется

национальным законодательством и международными соглашениями.

По направленности действия квоты разделяются на экспортные и

импортные.

Экспортные квоты. Экспортные квоты применяются в двух

направлениях:

Во-первых, для ограничения оттока товарных ресурсов с внутреннего

рынка. Эта мера является вынужденной, так как она противоречит

соображениям экономической эффективности, сдерживает развитие

производства. Ее применяют только в отношении стратегически важного

сырья — продовольствия или топлива, когда создается угроза их острой

нехватки. Поэтому длительное применение экспортных квот как реакция на

дефицит важного сырья на внутреннем рынке приведет к прямо

противоположному результату: заинтересованность в производстве товара

будет падать, внутреннее производство сокращаться, а дефицит —

усиливаться. В результате использования экспортных ограничений возрастает зависимость от импорта. При этом сразу сокращаются экспортные доходы страны.

Во-вторых, экспортные квоты вводятся либо в соответствии с

международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими

долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти

из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза

товаров, дефицитных на внутреннем. Успех в данном случае будет зависеть

от того какова доля страны в совокупном экспортном предложении, а также

от поведения других экспортеров, возможностей использования заменителей

или альтернативных источников сырья и эластичности потребления. В этом

случае введение квот может принести стране экономические выгоды в виде

повышения доходов от экспорта.

Импортные квоты. Почему государство часто предпочитает

использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Импортные

квоты вводятся национальным правительством для защиты местных

производителей, достижения сбалансированности торгового баланса,

регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

Импортные квоты дают гарантию, что импорт не будет превышать

определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов

возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен.

Таможенный тариф такой гарантии не дает.

Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к

негативным дополнительным эффектам. С одной стороны, ограничивая

ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную

долю национального рынка, квота может способствовать монополизации

экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко

происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции

импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому

недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем — к

развитию коррупции.

По охвату действия квоты делятся на глобальные и индивидуальные.

Глобальные квоты устанавливаются на импорт или экспорт

определенного товара на определенный период времени вне зависимости от

того, из какой страны импортируется или, в какую страну он экспортируется.

Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня

внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего

производства и потребления товара.

Индивидуальные квоты устанавливаются обычно на основе

двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте

или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные

политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

 

БИЛЕТ 3.

1. Виды и формы внешнеэкономической деятельности.

2. Классификация субъектов государственного регулирования и управления ВЭД в России.

3. Лицензирование и квотирование как меры количественного и стоимостного ограничения экспортно-импортных операций.

1 ОТВЕТ.

ВЭД – это предпринимательская деятельность, направленная на

получение прибыли, которые включают в себя следующие направления:

Внешняя торговля — экспорт, импорт, бартерные сделки,

компенсационные сделки

Международное инвестиционное сотрудничество — прямые

иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные

соглашения, международный финансовый лизинг, совместное

производство в рамках совместного предприятия

Международное производственно-техническое сотрудничество —

международная производственная кооперация, совместное сооружение

промышленных объектов, совместные производственные программы,

подрядное сотрудничество

Международное научно-техническое сотрудничество — купля-продажа

патентов и лицензий, совместные научные исследования, оказание

технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание

консультационных инжиниринговых услуг

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения —

предоставление кредитов и займов, проведение международных

расчетов, купля-продажа валюты, купля-продажа ценных бумаг

1 Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и

услугами, связанный с осуществлением товарооборота. Одной из

приоритетных задач для экономических преобразований в РФ стала

либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать

равноправной интеграции в мировой экономике. Задача формирования

предполагала в свою очередь, базирующуюся на механизмах рыночного

регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений

в этой сфере

2. Международное инвестиционное сотрудничество. Одной из приоритетных

задач внешнеэкономической дипломатии остается создание условий для

повышения инвестиционной привлекательности, формирование

благоприятного климата для иностранных инвестиций. С началом

демократичных преобразований в РФ ее стратегическим курсом остается

активное участие в процессах интеграции и либерализации мировой

экономики.

3. Валютные и финансово-кредитные операции. Сформировав рыночную

экономику, РФ все активнее участвует в международно-валютных и

финансовых операциях. Валютные и финансово-кредитные операции в

качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать как

содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в идее

финансовых обязательств. Поэтому при осуществлении экспортно-

импортных операций в международных контрактах необходимо соблюдение

минимальных курсовых потерь.

4. Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) – одно из

наиболее динамично развивающихся направлений ВЭД, которое включает

совместную разработку НТ проблем, обмен научными результатами и

производственным опытом. Одним из неоспоримых позитивных результатов

государственной политики стало активное участие отечественных ученых и

организаций в МНТС. В самый тяжелый период для отечественной науки в

90х годах, благодаря обширным связям с научным миром, многие

организации и ученые сохранили возможность продолжать исследование.

5. Военно-техническое сотрудничество – это особый вид деятельности в

области международных отношений, основным принципом является

обеспечение государственной монополии в этой сфере. В соответствии с ФЗ о

военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, под

военно-техническим сотрудничеством понимается – деятельность в области

международных отношений, связанная с вывозом или ввозом продукции

военного назначения, разработкой и производством данной продукции. В

концепции государственной политики в области ВТС с иностранными

государствами на период с 2010 года экспорт вооружения и военной техники

назван в качестве одного из средств укрепления военно-политических и

экономических позиций РФ в мире, сохранение за РФ статуса великой

державы и одного из влиятельных геополитических центров.

6. Важными направлениями производственного сотрудничества являются

производственное кооперирование и создание совместных предприятий.

Кооперирущиеся стороны организуют совместное производство

машинотехнических изделий или иной продукции на базе предметной,

подетальной или пооперационной специализации участников.

Производственное кооперирование нередко сопровождается согласованными

действиями кооперантов по сбыту производимой продукции на

национальных и зарубежных рынках.

 

2 ОТВЕТ.

Систему управления ВЭД в России можно представить на I На федеральном уровне:

1. Комиссия при Правительстве РФ по защитным мерам во внешне. тарифной и таможенно-тарифной политикеосуществляющим подготовку предложений для Правительства.

2.Совет по иностранным инвестициям. Создан при Правительстве

3. Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

функциональных органов министерство экономического развития.

- Разработка предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики;

- Составление прогноза развития внешней торговли;- Участие в обеспечении экспортного контроля РФ;- Осуществление координации ВЭД субъектов РФ.

Гос. таможенная служба РФцентральным правоохранительным органом РФ, участвующим в разработке и реализации таможенной политики:- соблюдение таможенных правил и налогового законодательства;- Ведет таможенную статистику;- сотрудничество с таможенными органами иностранных государств.

II на региональном уровне.Территориальный уровень подразделяется на:

- представительства общегосударственных органов власти;- представительства функциональных и отраслевых органов власти;- региональные органы власти;- региональные подразделения общественных организаций.

1.Функциональные и отраслевые органы власти Министерство иностранных дел, от 12 марта 1996 года, функция координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.

2. Консультативный совет субъектов РФ оказание консультативной, информационной и методической помощи: - экспертная оценка документов; - разработка рекомендаций по повышению эффективности МиВЭС; - информирование руководящих органов субъектов;

- систематизация, позитивного опыта .

3. Региональное таможенное управление функции, Федеральную таможенную службу в рамках определенной территории:- обеспечивает экономическую безопасность;- обеспечивает соблюдение законодательства;- применяет средства таможенного регулирования;- осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление;- ведет таможенную статистику.

III на местном уровне. Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

осуществлять объединения, предприятия и организации.

Для эффективного управления нужна структура управления. определяется целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, Возглавляет фирму директор и заместителей.

Функциональные отделы и службы, разделить на три группы:

1 осуществляющих планирование.2 маркетингом.3 принятие и исполнение управленческих решений.

 

3 ОТВЕТ.

Лицензирование состоит в получении специального разрешения

компетентного органа на экспорт и импорт товаров. Лицензирование

необходимо для: а) регулирования экспорта и импорта б) защиты

отечественных производителей в) защиты государственных интересов на

стратегически важные товары г) выполнения принятых обязательств в рамках

международных соглашений д) защиты экологии и здоровья граждан

республики е) ответной реакции на дискриминационные действия других

стран.

Лицензирование импорта товаров – система государственного контроля

над импортными операциями путем строгого учета определенных

товарных потоков, в случае необходимости их временного ограничения.

Лицензирование в международной торговле отличается большим

разнообразием и представляет собой ограничение посредством получения

разрешения (лицензии) через специально уполномоченное ведомство на

операции с определенными, включенными в списки лицензируемых по

импорту, товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза

товаров.

Лицензирование применяется, как правило, в качестве временной меры в

целях ограничения нежелательных объемов импорта.

Квотированиепредставляет собой ограничение в количественном или

стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу

из страны за определенный период времени.

По направленности действия квоты применяются в двух направлениях:

- экспортные квоты – эта мера является вынужденной, т.к. она противоречит

соображениям экономической эффективности, сдерживает развитие

производства. Ее применяют только в отношении стратегически важного

сырья, продовольствия или топлива, когда осознается угроза их острой

нехватки. При длительном применение экспортных квот заинтересованность

в производстве товара будет падать, внутреннее производство сокращается, а

дефицит будет усиливаться. В результате использования экспортных

ограничений возрастает зависимость от импорта. Экспортные квоты вводятся

либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими

долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо

правительством страны для предотвращения вывоза товаров.

- импортные квоты вводятся национальным правительством для защиты

местных производителей, регулирования спроса и предложения на

внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую

политику других государств. Импортные квоты дают гарантию, что импорт

не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных

конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен.

Вместе с тем с одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и

гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального

рынка, квота может способствовать монополизации экономики, с другой

стороны само распределение лицензии редко происходит на открытых

аукционах в условиях честной конкурентной борьбы и поэтому приводит к

развитию коррупции.

По охвату действия квоты делятся на глобальные и индивидуальные.

Глобальные квоты устанавливаются на импорт или экспорт определенного

товара, на определенный период времени вне зависимости от того из какой

страны импортируется или в какую экспортируется. Смысл таких квот

обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего

потребления.

Индивидуальные квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних

соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте

товара тем странам, с которыми имеются тесные экономические и

политические интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают

сезонными, т.е. вводятся на определенный период времени, когда внутренний

рынок наиболее нуждается в гос. защите, обычно это осенние месяцы, когда

происходит реализация с/х продукции нового урожая.

 

БИЛЕТ 4.

1. Основные участники ВЭД.

2. Законодательная основа внешнеэкономической деятельности России.

3. Понятие и сущность «добровольного ограничения экспорта.

1 ОТВЕТ.

Основные участники ВЭД- хозяйствующие субъекты.

В оперативно-коммерческое звено ВЭК входит множество хозяйствующих

субъектов, непосредственно осуществляющих экспортно-импортные и иные

внешнеэкономические операции.

Нынешний состав участников ВЭД весьма неоднороден. Сравнительно

немногочисленную группу наиболее квалифицированных и авторитетных

участников ВЭД составляют специализированные внешнеэкономические

организации. В эту группу входят несколько десятков государственных

внешнеэкономических объединений (ВЭО) и негосударственных

внешнеторговых компаний(преимущественно акционерных обществ, в том

числе отраслевых, региональных и действующих в системе ТПП(торгово-

промышленная палата)), а также внешнеторговые фирмы (ВТФ) крупных

предприятий. Многие внешнеэкономические объединения имеют солидный

опыт работы на внешнем рынке, накопленный в предыдущие десятилетия.

Количество государственных ВЭО в предыдущие годы резко сократилось в

связи с проведением разгосударствления и приватизации в этом секторе ВЭД.

Соответственно их удельный вес в общем объёме экспортно-импортных

операций теперь снизился до менее 5%. Но по отдельным направлениям

внешней торговли ещё играют заметную роль некоторые государственные и

полугосударственные организации.

Подавляющая часть участников ВЭД – это организации (предприятия)

негосударственных форм собственности – акционерные общества, общества с

ограниченной ответственностью и другие коммерческие организации.

Многочисленной группой нынешних участников ВЭД стали предприятия

малого и среднего бизнеса (МСБ).

Своеобразными участниками ВЭД стали различные некоммерческие

организации – ассоциации, фонды и др.

Кроме юридических лиц в ВЭД оказались вовлечёнными несколько

миллионов физических лиц.

 

2 ОТВЕТ.

В настоящее время основу российского законодательства составляют законы:

- "О таможенном тарифе";

- "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при

осуществлении внешней торговли товарами";

- "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с

иностранными государствами";

- "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов

Российской Федерации";

- "Об экспортном контроле";

- Таможенный кодекс;

- "Об основах государственного регулирования внешнеторговой

деятельности";

- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах

при импорте товаров".

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного

дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О

таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для

работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие

законодательные положения, которые имели бы в своей основе

многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной

таможенной организации.В настоящее время Таможенный кодекс регулирует

перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает

таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного

контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также

предусмотрены специальными разделами.В Таможенном кодексе даются

определения основных понятий, используемых в таможенной системе

страны. Рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара,

таможенные процедуры, режимы, платежи и др. В Федеральном законе "Об

основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

сформулированы основные направления, принципы и организационные

основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России

рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в

области внешней торговли.

В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой

деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

Участники внешнеторговой деятельности:

- внешнеторговые фирмы разных форм собственности, которые выступают

главными субъектами внешнеторговых связей;

- государственные внешнеторговые организации -правопреемники

общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие

статус федеральных государственных предприятий;

- участники мелкооптовой торговли.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие

внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах,

причем этот учет носит добровольный характер.

К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в

России относятся:

- таможенно-тарифное регулирование;

- методы нетарифного регулирования;

- запреты и ограничения внешней торговли;

- меры экономического и административного характера, способствующие

развитию внешнеторговой деятельности Управление внешнеэкономической

деятельностью хозяйствующих субъектов в России.

.В данном законе зафиксировано также положение о национальном режиме в

отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам,

происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не

менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам

российского происхождения. Специально сформулированы положения о

государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области

внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов

и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной

собственностью.

 

3 ОТВЕТ.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма

количественного ограничения импорта – добровольные экспортные

ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-

экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в

данную страну. Мировая практика показывает, что когда экспортеры и

импортёры заключали подобные соглашения, на деле такие экспортные

ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Они вводятся

либо в результате политического давления страны-импортера, либо под

влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры,

например, инициировать антидемпинговые меры. Впервые ДЭО появились в

начале 60-х гг. в Японии и странах Западной Европы в форме контингентов

на экспорт в США текстильных изделий и проката черных металлов. Их

появления было вызвано резким обострением конкурентной борьбы между

монополиями США и крупнейших стран на мировом рынке.

ДЭО представляет собой соглашение между экспортирующей и

импортирующей сторонами, заключенные по инициативе импортирующей

страны, на основе которого экспортирующая страна берет на себя

обязательство ограничить вывоз определенных товаров. Но на практике

такого не бывает, это происходит в одностороннем порядке.

Одна из главных особенностей добровольных ограничений экспорта – это их

избирательный дискриминационный характер, другая, не менее характерная

их черта – отсутствие каких-либо многосторонних принципов и положений,

регулирующих их применение. Оба этих обстоятельства превратили

добровольное ограничение экспорта в исключительно острое и гибкое

средство сдерживания торговли и вызвали быстрое расширение их

использования.

Данная практика несовместима с нормами и правилами ВТО и не должна

практиковаться странами-членами этой международной организации.

 

БИЛЕТ 5.

1. Привлечение иностранных инвестиций как один из видов ВЭД.

2. Причины принятия и сущность Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», основные его принципы и положения.

3. Технические барьеры в торговле как традиционный вид нетарифных ограничений.

1 ОТВЕТ.

Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая проблема

развития экономики России, успешное решение которой, в первую очередь,

зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики.

При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором роста

экономики в настоящее время являются иностранные инвестиции. Это

объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их

сопровождает: технологии, ≪ноу-хау≫, управленческий опыт, новые рынки и многое другое.

Как видно из официальных источников, характеризующих потребности

России в иностранных инвестициях, российская экономика может осваивать

ежегодно 50-60 млрд. долл. Общая потребность страны в иностранных

инвестициях на ближайшие 5-7 лет составляет 200-300 млрд. долл.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно

способствовать решению следующих проблем социально-экономического

развития:

- освоение невостребованного научно-технического потенциала России,

особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного

комплекса;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и

развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с

богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации

производства;

- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную

экономику включают:

- инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих

государственный долг РФ, зарубежных государств и международных

финансовых институтов;

- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских

предприятий;

- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе

- государственные, корпоративных и институциональных эмитентов;

- иностранные кредиты;

- лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике

(предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;

- финансовые кредиты российским предприятиям.

Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику

подразделяются на следующие категории:

1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам

(нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т.п.) по стратегическим

соображениям. Главным в этом интересе является стремление

диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно

второстепенную роль.

2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первую очередь, это

отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих

потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и

ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют

прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро

продвинуть увеличивающиеся объемы товаров.

3. ≪Обычные≫ инвесторы, желающие хорошо, т.е. в несколько раз больше,

чем у себя дома, заработать.__

 

2 ВОПРОС.

В 2003 году был принят ФЗ ≪Об основах регулирования внешнеторговой

деятельности≫ согласно которому нетарифное регулирование – метод

государственного регулирования внешней торговли товарами,

осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных

запретов и ограничений экономического характера. Оно представляет собой

отработанных механизм взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, осуществляющее обеспечение единой

внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических

интересов страны, выполнение международных обязательств и расширение

присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг.

В соответствии с Федеральным законом ≪Об основах государственного

регулирования внешнеторговой деятельности≫ предотгрузочная инспекция —

проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, или

правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных

для импорта в Российскую Федерацию.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом ≪Об основах

государственного регулирования внешнеторговой деятельности≫ взимание

налогов распространяется на:

- количественные ограничения;

- лицензирование;

- осуществление экспортного контроля;

- предоставление статистических услуг;

- подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям;

- экспертизу и инспекции;

- осуществление мероприятий по введению карантина деятельности

санитарной службе, проведению фумигации.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования

внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой

деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников

внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов

российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности,

если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по

международным договорам Российской Федерации и осуществление

возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности,

являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой

деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения

целей, для осуществления которых предполагается применить меры

государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного

регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного

регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам

внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном

законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных

органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных

правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника

внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой

деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой

деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования

внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

 

3 ОТВЕТ.

ТБ в торговле – стандарты и требования, упаковка и маркировка товара,

правила и порядок сертификации продукции.

В рамках ВТО функционирует Соглашение по техническим барьерам в

торговле (ТБТ). Основной целью данного документа является - не допустить

искусственно созданные технические условия и стандарты, которые

создавали бы препятствия для развития международной торговли.

Под техническими барьерами следует понимать такие меры, которые

основаны на соблюдении национальных требований к техническим

характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их

соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям,

системам сертификации и др.

Соглашения распространяются как на товары, так и на производственные

процессы и методы.

Соглашение рекомендует разрабатывать собственные национальные

стандарты на базе международных и максимально использовать в этих целях

международные стандарты. Одновременно ТБТ требует от стран,

разрабатывающих собственные стандарты, базирующиеся на международном

стандарте, извещать заблаговременно другие страны и учитывать их реакцию

и рекомендации при подготовке окончательной формулировки. Вместе с тем

ТБТ содержит одну важную оговорку, оно разрешает странам-участницам

отклоняться от международных стандартов, если этого требуют

географические или климатические факторы.

Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в

силу того, что национальные технические, административные и иные нормы

и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

Технические барьеры далеко не всегда являются только методом

протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько

желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

Хотя технические барьеры предназначены для защиты здоровья и

безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охраны

окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав

потребителей, они представляют собой эффективный инструмент

ограничения импорта.

 

БИЛЕТ 6.

1. Общая характеристика современных и перспективных форм ВЭД.

2. Основные инструменты государственного регулирования внешней торговли России.

3. Причины принятия и сущность Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», основные его принципы и положения.

1 ОТВЕТ.

Формы и виды осуществления ВЭД предприятия

Виды ВЭД Формы ВЭД

Внешняя торговля — экспорт, импорт, бартерные сделки,

компенсационные сделки

Международное инвестиционное сотрудничество

— прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные

соглашения, международный финансовый лизинг, совместное производство в рамках совместного предприятия

Международное производственно- техническое сотрудничество

— международная производственная кооперация, совместное сооружение

промышленных объектов, совместные производственные программы, подрядное сотрудничество

Международное научно-техническое сотрудничество

— купля-продажа патентов и лицензий, совместные научные исследования, оказание технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание консультационных инжиниринговых услуг

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения

— предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля-продажа валюты, купля-продажа ценных бумаг

Современная ВЭД по содержанию и форме достаточно многообразна на ряду

с традиционной внешней торговлей не маловажное значение имеют

промышленная, инвестиционная, производственно-кооперационная, научно-

технологическая, военно-техническая и др. виды экономического

сотрудничества с зарубежными странами.

1. Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и

услугами, связанный с осуществлением товарооборота. Одной из

приоритетных задач для экономических преобразований в РФ стала

либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать

равноправной интеграции в мировой экономике. Задача формирования

предполагала в свою очередь, базирующуюся на механизмах рыночного

регулирования внешнеторговых потоков, снятие неоправданных ограничений в этой сфере

2. Международное инвестиционное сотрудничество. Одной из приоритетных

задач внешнеэкономической дипломатии остается создание условий для

повышения инвестиционной привлекательности, формирование

благоприятного климата для иностранных инвестиций. С началом

демократичных преобразований в РФ ее стратегическим курсом остается активное участие в процессах интеграции и либерализации мировой

экономики.

3. Валютные и финансово-кредитные операции. Сформировав рыночную

экономику, РФ все активнее участвует в международно-валютных и

финансовых операциях. Валютные и финансово-кредитные операции в

качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать как

содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в идее

финансовых обязательств. Поэтому при осуществлении экспортно-

импортных операций в международных контрактах необходимо соблюдение

минимальных курсовых потерь.

4. Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) – одно из

наиболее динамично развивающихся направлений ВЭД, которое включает

совместную разработку НТ проблем, обмен научными результатами и

производственным опытом. Одним из неоспоримых позитивных результатов

государственной политики стало активное участие отечественных ученых и

организаций в МНТС. В самый тяжелый период для отечественной науки в

90х годах, благодаря обширным связям с научным миром, многие

организации и ученые сохранили возможность продолжать исследование.

5. Военно-техническое сотрудничество – это особый вид деятельности в

области международных отношений, основным принципом является

обеспечение государственной монополии в этой сфере. В соответствии с ФЗ о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, под

военно-техническим сотрудничеством понимается – деятельность в области

международных отношений, связанная с вывозом или ввозом продукции

военного назначения, разработкой и производством данной продукции. В

концепции государственной политики в области ВТС с иностранными

государствами на период с 2010 года экспорт вооружения и военной техники

назван в качестве одного из средств укрепления военно-политических и

экономических позиций РФ в мире, сохранение за РФ статуса великой

державы и одного из влиятельных геополитических центров.

6. Важными направлениями производственного сотрудничества являются

производственное кооперирование и создание совместных предприятий.

Кооперирущиеся стороны организуют совместное производство

машинотехнических изделий или иной продукции на базе предметной,

подетальной или пооперационной специализации участников.

Производственное кооперирование нередко сопровождается согласованными

действиями кооперантов по сбыту производимой продукции на национальных и зарубежных рынках.

 

2 ОТВЕТ.

Во всех странах мира активно используют инструменты таможенно-

тарифной политики для решения многих приоритетных социально-

экономических проблем, выходящих за рамки экспортно-импортной

деятельности. Таможенно-тарифное регулирование и тарифная политика

являются важнейшими компонентами перехода внешнеэкономической

политики России на инновационную модель развития, ее диверсификацию и

повышение глобальной конкурентоспособности. В настоящее время

таможенно-тарифное регулирование в РФ далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь защитную и регулирующую, это

обусловлено тем, что за истекшие годы экономических реформ главной

задачей таможенной политики было выполнено задание правительства РФ по

своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей для

пополнения доходной части федерального бюджета, то есть в основном

таможенный тариф выполнял фискальные функции. Другие задачи, такие как

содействие ускорению экспортно обрабатывающих отраслей, развития

торговли, повышение эффективности функционирования механизма

таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение там тарифов в

качестве защитных мер от недобросовестной конкуренции отошли на второй

план, не способствовали развитию и совершенствованию ВЭД страны.

Поэтому сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на

инновационную модель развития, требующую адекватных мер в области

государственного там-тар регулирования.

Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер

государственного регулирования внешнеторговой деятельности и нашей

страны. Механизм активного формирования такой торговой политики в

России начал формироваться в 1991 г. с принятием Федерального закона ≪Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР≫.

Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены

применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного

регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не

зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий. При этом широко

использовался международный опыт.

В условиях интенсивной интеграции в мировое хозяйство, а также со

дня подачи Меморандума в ВТО о вступлении России в эту международную

организацию институт нетарифного регулирования постепенно закреплялось

законодательно.

В 2003 г. был принят Федеральный закон ≪Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности≫, согласно которому нетарифное регулирование - метод государственного регулирования

внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений

экономического характера.

Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет

собой отработанный механизм взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой

внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических

интересов страны, выполнения международных обязательств государства и

расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках

товаров и услуг.

Перечень товаров, к которым в настоящее время в Российской

Федерации применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой

деятельности, можно условно разбить на пять групп.

Количественные ограничения (quantitative restrictions, QR)

ограничения импорта или экспорта какого-либо товара путем установления

максимального количества этого товара, разрешенного к вывозу (ввозу).

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или

стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну

(импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный

период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем

ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или

экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает

нелицензированную торговлю. Экспортные квоты. Импортные квоты.

Индивидуальные квоты Тарифные квоты

Налоги

Пошлины – установление мер по







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.