Здавалка
Главная | Обратная связь

урока русского языка

Контрольная работа

По методике обучения русскому языку

Для заочного отделения (направление подготовки

Педагогическое образование», профиль «Русский язык»)

 

 

1. Проанализируйте содержание и структуру программ по русскому языку (одну программу на выбор студента)

Примерный план:

а) Основные части программ.

б) «Объяснительная записка», ее основные положения.

в) Принципы построения программ (общедидактические и частнометодические).

г) Структура разделов.

д) Место повторения изученного.

е) Соотношение знаний теоретического характера, умений и навыков.

ж) Программа по развитию речи, ее взаимосвязь с программой по системе языка и с программой по литературе.

 

2. Проанализируйте один из школьных учебников 5,6,7, кл. (на выбор студента) по плану:

1) Методический аппарат учебника.

2) Основные разделы учебника, их содержание.

3) Сравнительный анализ конкретного раздела школьного учебника и соответствующего раздела «Русской Грамматики»:

а) соотнесение научного описания языковых фактов;

б) термины, понятия, определения;

в) правила;

г) структура раздела, особенности его содержания и речевого оформления теоретических сведений;

д) характеристика иллюстративного материала;

е) место орфографии (выделена в специальные §§ или нет? Почему?).

4) Система орфограмм и пунктограмм. Способы работы над ними.

5) Единство обучения – развития – воспитания (подобрать примеры для доказательства).

6) Возможность осуществления межпредметных связей.

7) В какой степени учебники русского языка способствуют:

а) формированию системности знаний по русскому языку?

б) развитию познавательных интересов и познавательной активности школьников?

в) Интеллектуальному, эстетическому и нравственному развитию школьников?

г) Развитию их творческих способностей?

д) формированию представлений о литературе как искусстве слова?

8) Реализация в учебниках индивидуализации обучения.

9) Справочные материалы учебника.

10) Оформление учебников. Как в них разграничивается материал, различающийся по значению?

 

3. Разработайте конспект урока изучения нового материала по теме:

1. Состав слова 5 кл. Белоус М.В.

2. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Васильевская О.В.

3. Словосочетание. Зимина М.А.

4. Главные члены предложения. Медведева И.В.

5. Второстепенные члены предложения Насекина О.А.

6. Предложения с однородными членами. Пермякова У.Н.

7. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Рудик О.С.

8. Слово и его лексическое значение. Ручковская С.В.

9. Тире между подлежащим и сказуемым. Широкая Е.Б.

.

Методические рекомендации к работе над конспектом

урока русского языка

Подготовку к уроку русского языка следует начать с повторения соответствующего лингвистического материала, что позволит свободно ориентироваться в нем. Затем необходимо восстановить в памяти теоретические знания из области методики обучения языку, а также проанализировать требования программы, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся при изучаемой теме. Дальнейшую подготовку конспекта нужно вести в следующем порядке.

1. Определить место урока в теме, его тип.

Типы уроков: изучения (объяснения) нового материала, закрепления знаний и формирования умений, обобщения знаний и т.д.

2. Определить, какие знания и умения должны быть у детей к моменту изучения данной темы. С этой целью необходимо проанализировать учебники и ознакомиться с вводной частью к теме в методических разработках уроков русского языка.

3. Определить тему и цели урока.

В зависимости от этапа изучения темы цели будут различными. Кроме этого на уроке русского языка обязательно должна стоять речевая задача, которая может включать расширение и обогащение словаря детей, развитие умения доказывать, развитие связной речи и т.д.

4. Наметить структуру урока, выделив его основные этапы, и распределить время на каждый этап. Каждый этап урока в конспекте должен иметь название, отражающее содержание работы. Особое внимание необходимо обратить на этап изучения нового материала. При составлении конспекта необходимо поставить пред собой вопрос: как сообщить новый материал. Следует иметь в виду, что объяснение нового материала должно начаться не позднее, чем через 10 минут после начала урока.

5. Отобрать материал к уроку.

При отборе материала на урок необходим комплексный подход. Каждое упражнение должно решать совокупность задач, например, нельзя взять слово только для разбора по составу. Это упражнение должно быть связано с решением другой задачи (лексической, орфографической, речевой).

Подбор материала для наблюдения должен опираться на совокупность существенных признаков понятия. Проводя наблюдения, необходимо использовать план. Выбирая упражнения из учебника, следует четко определить, какое умение формирует это упражнение, проанализировать задания и текст упражнения. Отбор видов упражнения на урок должен вестись в строгом соответствии с темой урока.

При отборе материала следует обращать внимание на разнообразие лексики. Необходимо предлагать детям различную тематику. Задание «Привести свои примеры» важно сопровождать созданием речевой ситуации, т.е. давать определенную тему, например: мысленная экскурсия. В работе над правилом следует предлагать план, который с ним соотносится; надо предусмотреть упражнения на закрепление основных частей правила, а также на применение правила, когда требуется сопоставление в чем - то сходных понятий.

6. Подобрать или изготовить наглядный материал к уроку.

Подумать, какой наглядный материал будет использован на уроке. Чтобы эффективнее организовать работу с ним, нужно четко определить цель применения наглядности. В качестве наглядного материала могут быть использованы таблицы, схемы, предметы, предметные рисунки, сюжетные картинки и т.д.

На уроке может быть предусмотрено применение технических средств обучения. Продумать оформление записей учащихся в тетрадях, а также записей учителя на доске.

7. Включить занимательный материал.

Использование занимательного материала на уроке должно соответствовать теме и целям урока. Необходимо продумать место занимательного материала в структуре урока и организацию работы с ним.

8. Предусмотреть работу над словарем.

Необходимо помнить, что ведущим при изучении слов с непроверяемыми написаниями является зрительный фактор. 3 – 4 слова из словаря должны оставаться на доске в течение недели. Нужно использовать таблицы, сигнальные карточки и другие средства. Важно работать над однокоренными словами с непроверяемыми написаниями, включать упражнения, предусматривающие работу над словосочетаниями и предложениями.

9. Продумать организацию контроля за работой ученика.

При составлении конспекта необходимо предусмотреть, чтобы все записи, сделанные в тетради, ученик проверил сам. Продумать организацию проверки и обучение умению проверять свою работу.

10. Продумать домашнее задание.

11. Оформить подробный конспект урока.

 

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.