Формационный и общецивилизационный подходы к типизации общества
В современной политической экономии исподьзуются формационный и общецивилизационный подходы к типизации общественных отношений [31]. Цивилизация (с лат.- гражданский) - степень, мера, уровень материального, культурного, научного развития народа, общества; культурно-историческая общность. Формация - исторически определенный тип общества основывающийся на конкретном способе производства, характеризующийся своим экономическим базисом, политической, юридической идеологической надстройкой, своими формами общественного сознания. Понятие «цивилизация» рассматривается в качестве направления в периодизации истории общества, предполагающего историческое изменение типов общества на протяжении стадий своего развития. Как правило, таких стадий три - формирование, устойчивое развитие и достижение пика своего развития, спад и последующий крлзи с [4]. С учетом условий проживания населения на соответствующих территориях, географическое расположение которых, наряду с обеспеченностью ресурсами, формирует уникальные особенности развития цивилизаций, современные историки называют довольно значительное число существующих и ушедших в историю цивилизаций. Так, Ач Тойнби выделяет в прошлом существование десятков цивилизаций. Этот подход, на наш взгляд, является более узким, чем формацион^ьщ, который в методологическом аспекте требует одновременного объяснения всех существующих стадий, которым присущи формационные изменения. Формационный подход дает возможность Представить историю развития общества в системе своеобразных социально- эко номических этапов, взаимосвязанных общественно-экономических формаций. При этом не имеет значения географическое расположение изучаемых объектов. Согласно формационному подходу в трактовке К. Маркса, эволюция общественного развития предполагает выделение первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического производства и соответствующих им общественноэкономических формаций [25]. Однако выделение пяти классических способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно не имеет всеобщего значения. Явным исключением в данном случае выступают цивилизации Китая, Индии и азиатский способ производства в целом. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей теоретической и исторической значимости такого подхода, не может быть достаточным. В политической экономии широко используются оба подхода к типизации общественных отношений, поскольку они дополняют друг друга, раскрывают и детализируют характерные процессы и явления, уменьшая вероятность ошибок в оценке происходящих явлений и суждений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|