Здавалка
Главная | Обратная связь

Спрос и предложение:условия рыночного равновесия



Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей (потребителей) приобрести данный товар.
С эволюцией рыночных отношений претерпевает изменение и категории спроса. В процессе обмена товарами спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену, и выступающих в качестве эквивалентов. С развитием товарного обращения, появлением денег и рынка, спрос выступает в денежной форме и проявляется как платежеспособная потребность.
повышение цены ограничивает спрос, а уменьшение – ведет к увеличению спроса.

Предложени
е – это товары и услуги, которые находятся на рынке или могут быть туда поставлены. Различают натурально – вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах или ценах) формы товарного предложения. предложение товаров зависит от многих факторов, среди которых главными являются: цены товаров и услуг на рынке, издержки производства, ограниченность ресурсов и производственных мощностей.

В момент когда ситуация достигает равновесия, при котором предложение и спрос совпадают и эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, являясь противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям.

 

37. Сущность и формы конкуренции

Конкуренция состязание между различными субъектами экономической деятельности за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения прибыли.

Формы конкуренции:


1) Совершенная. Влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мала, что им можно пренебречь и отдельный объект рыночной экономики не может влиять на ценообразование. Признаки: множество продавцов и покупателей, однородность выкупаемой продукции, мобильность производственных ресурсов.
2) Несовершенная. Несколько крупных фирм производят или покупают основную массу определенного товара.
а) Монополия. Отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
б) Монопонсия. Аналог, только со стороны спроса.
в) олигопония. Основная масса сосредоточенна у нескольких крупных продавцов.
г) Олигопонсия. Наличие нескольких крупных покупателей.

3) Свободная конкуренция. Большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей.
4) Внутриотраслевая. Борьба между товаропроизводителями в одной отрасли.
5) Межотраслевая. Конкурентные взаимоотношения между товаропроизводителями из разных отраслей экономики.

6) Недобросовестная конкуренция.


38 Принципы классификации рынков

По Г. П. Журавлева:
- неразвитый рынок. Случайность функционирования.

- свободный рынок. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободные отношения между ними, свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества, наличием полной информации о рынке, отсутствие недобросовестной конкуренции.
- регулируемый рынок. Выступает результатом развития цивилизации и гуманизма общества, регулируется чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.
- деформированный рынок. Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движение, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности, монополизм производителя и торговца.

 

В структурном отношении

- по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок научно-технических разработок, ценных бумаг, рабочей силы

- по товарным группам: товаров народного потребления, продовольственных товаров, сырья и материалов

- по пространственному признаку: внутрирегиональный, межрегиональный, международный (мировой)

- по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигапольный, межотраслевой

- по видам субъектов рыночных отношений: оптовой, розничной торговли, рынок государственных закупок

- по отношению к соблюдению законности: легальный и нелегальный.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.