Здавалка
Главная | Обратная связь

по курсу: Безопасность Жизнедеятельности

Отчет

на тему: «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

 

 

Выполнил:

Студент гр. Э-31

Озерков В.О.

Проверила:

Толмачёва Л.В.

 

 

Таганрог 2012

Введение

На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны. Хозяйственная деятельность человека может приводить к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций, например, стихийные бедствия, аварии, катастрофы с многочисленными человеческими жертвами, значительными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жизнедеятельности. По данным ООН, за последние 20 лет, на нашей планете в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера погибло более 3 млн. человек.

На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Изменения (особенно негативного характера) среды обитания человека предопределяют необходимость изменения его реагирования на внешние воздействия. Наиболее адекватным, с точки зрения физического и психического самосохранения, можно считать действия человека в чрезвычайной ситуации, основанные на знании своих личностных качеств: о свойствах своего характера, об уровне развития и резервных способностях психики и т.п.; а также при наличии убеждённости в способности помочь себе и окружающим в ЧС.

Данные методические указания имеют своей целью предоставить возможность студентам, познакомившись с некоторым теоретическим материалом о психоэмоциональном реагировании и поведении человека в ЧС, определить свой уровень тревожности, степень подверженности риску, наличие возможности влиять на других людей и, смоделировав чрезвычайную ситуацию, спрогнозировать свои действия в ней. Такая работа призвана дать возможность человеку поразмышлять и принять решение: нужно ли что-либо корректировать в своём поведении в воображаемой или реальной ЧС, а если «да», то, как это делать.

Основные понятия

Ажитация - сильное волнение, возбуждённое состояние.

Аффект - относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (ярость, отчаяние' и т.п.); может сопровождаться резкими выразительными движениями, криком, плачем и др.

Инициативность - предприимчивость; наличие внутреннего побуждения к новым формам деятельности.

Катастрофа - внезапная массивная диспропорция, возникающая между любого типа враждебными факторами и жизненными ресурсами, необходимыми для уравновешивания баланса в кратчайший промежуток времени; сопровождается человеческими жертвами.

Механизмы копинга - совокупность состояний и процессов, помогающих человеку совладать со стрессом.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни.

Психическая устойчивость - это крепость духа, несгибаемость, основа безопасности и живучести.

Психогении - расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм (психозы, неврозы).

Психическая уязвимость - подверженность психического состояния человека внешнему управлению.

Решительность - синоним «смелости»; твёрдое действие, без колебаний.

Ригидность - негибкость, неподатливость; состояние при котором снижена приспособляемость, переключаемость психических процессов к меняющимся требованиям среды.

Риск - контакт, взаимодействие с потенциальной опасностью.

Сдержанность - умение владеть собой, спокойствие.

Смелость - храбрость, отважность.

Стойкость - умение длительно проявлять определённые свойства; твёрдость, непоколебимость, надёжность.

Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает тогда, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и пр.

Ступор - состояние резкой угнетённости восприятия, выражающейся в полной неподвижности, ослабленной чувствительности на раздражение.

Тревожность - беспокойство, волнение; чувство наступающей опасности (состояние опасности). •

Хладнокровие - спокойствие, выдержанность даже в сложной и опасной обстановке.

Чрезвычайная ситуация - внешне неожиданное нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определённой территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим, бедствием, или массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям.

1. Теоретическая часть

2. Психоэмоциональные состояния человека в чрезвычайной ситуации

В основе чрезвычайной ситуации (ЧС) лежит остаточный риск, вытекающий из аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности человека. Человек, обладающий развитой решительностью, инициативностью, хладнокровием, смелостью, стойкостью, сдержанностью и т.п., имеет возможность справиться с переживаниями и быть эффективно активным (для себя н других людей) в ЧС. И, напротив, человек с повышенным уровнем тревожности, склонный к депрессивности, социально - дезадаптированный может и сам отличаться не рациональным поведением в ЧС, н провоцировать паническое настроение у окружающих его людей. Личные качества человека неодинаково проявляются в нормальных и аномальных для него условиях жизни. Следует уточнить, что же понимается под границей между нормальными для человека условиями жизни и аномальными? Под границей, отделяющей обычные условия от изменённых, понимают такие ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав свои резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность человека. Иными словами, условия, в которых происходит «прорыв» адаптационного барьера, сложившегося в процессе онтогенеза, и наступает психическая дезадаптация, или кризис. Кризис может сопровождаться отрицательными переживаниями, обуславливающими неспособность реально оценивать ситуацию и найти рациональный выход из неё; человек)' начинает порой казаться, что он в тупике, из которого нет выхода. Многие люди в процессе внутренней работы преодолевают тягостные жизненные события и положения и восстанавливают утраченное душевное равновесие, иными словами, переадаптируются. Однако в ряде случаев психический кризис может привести к трагическим последствиям. Нередко лица, не способные самостоятельно выйти из тяжёлого душевного кризиса, обращаются к психологам, психотерапевтам с целью получения профессиональной поддержки и помощи.

Чрезвычайные ситуации, особенно катастрофы, расшатывают, а порой и разрушают сложившуюся в том или ином сообществе систему биологического выживания, действуют на ценностную и мотивационную системы отдельных , людей и общества в целом. В развитии любой ЧС условно можно выделить три периода со свойственными ей психогенными проявлениями:

1 период - от начала ЧС до начала спасательных работ.

На этом этапе у людей отмечаются непатологические (физиологические) реакции с преобладанием эмоциональной напряжённости, наличием психомоторных проявлений с сохранностью критики и способности к деятельности, а также невротические патологические реакции преимущественно тревожного, фобического, депрессивного или истерического содержания со снижением критической оценки происходящего вокруг и отсутствием целенаправленной деятельности.

2 период - с момента развёртывания спасательных работ.

На первый план выступают личностные особенности пострадавших, наступает «осознание» происходящего - понимание наличия жизнеопасной ситуации, иногда потери родных, семьи, крова, имущества и т.д. Нарастающее вначале психоэмоциональное напряжение может смениться повышенной утомляемостью, вялостью. В этот период нередко обостряются психосоматические заболевания.

3 период - после эвакуации человека в безопасное место. Отмечается сложная когнитивная (познавательная) и эмоциональная переработка пережитого. Психоэмоциональные последствия ЧС могут способствовать формированию ' относительно стойких психических нарушений, в первую очередь патохарактерологических изменений личности и посттравматических расстройств. [12]

Наряду с вышеперечисленными периодами, выделяют 4-ый период, называя его «стадия восстановления», которая проявляется у участников ЧС в таких поведенческих реакциях, как активизация межличностного общения, нормализация эмоциональной окраски речи и мимических реакций, появление шуток, вызывающих эмоциональный отклик у окружающих, восстановление сновидений, причём человек может находиться как вне территории ЧС, так и внутри неё. [11]

Психическая уязвимость людей в чрезвычайной ситуации проявляется по-разному, например при аварии человек услышал треск, далее он может упасть или побежать, замереть или закричать. Уязвимость человека в ЧС обусловлена наличием или отсутствием таких факторов окружающей среды, как экономические условия, социальная поддержка, культурное своеобразие людей, наличие или отсутствие семьи, например, более бедные и маленькие страны сильнее страдают от стихий, чем богатые и большие государства. Источниками дополнительного «стресса» для человека могут выступать институты социального принуждения и контроля, например, сотрудники МЧС могут усугубить стрессовую ситуацию для тревожащегося человека, не позволяя осуществлять поиск родственников в пострадавшей от наводнения местности. Уязвимость зависит от характеристик психотравмирующего фактора - неожиданность, стремительность развития ЧС и длительность воздействия её вредных факторов, повторяемость ЧС в течение жизни. Уязвимость имеет возрастную зависимость: особенно велика она в детском и пожилом возрастах. Это связано с несформированностью и незрелостью механизмов копинга (совладання со стрессом) у детей и чрезмерной ригидностью (отсутствием гибкости) копинг-механизмов в старческом возрасте, а также возрастными изменениями нервной и сердечно­сосудистой систем.

Таким образом, психическая уязвимость людей на воздействие травмирующего фактора при чрезвычайных ситуациях - явление многофакторное, определяющееся самой травмой, биологическими, психологическими особенностями человека, политическими, экономическими, социальными, культурологическими и этническими условиями среды.

Необходимо чётко представлять себе, что нагрузка, которая ложится на психику человека при угрозе жизни, - это нагрузка и на функциональные нервные образования, а они у каждого человека имеют свой диапазон реактивности и предел работоспособности, и на индивидуализированные собственно психические образования (внимание, мышление; воля и пр.). При выходе за индивидуальные рамки возможности может наступить этап неустойчивой психической деятельности человека.

В научной литературе отмечается, что перед человеком, попавшим в чрезвычайную ситуацию, стоят две основные задачи: решение проблем, порождённых экстремальной ситуацией, и управление своим состоянием в ней. Некоторые исследователи расширили круг этих задач, добавив задачи сохранения целостности отношений с социальной средой - необходимость поддержки отношений с членами семьи, друзьями, а также сохранение и поддержание образа «Я», идентичности с социальной ролью, сохранения уверенности в себе. [7]

Современный человек живёт в нестабильной обстановке, зачастую, при значительном снижении социального, биологического и информационного иммунитета. Снижение уровня социальной поддержки, как правило, приводит к переживанию стрессовых ситуаций в одиночестве, развитию у него дезорганизующих эмоциональных состояний (ЦЭС). К категории дезорганизующих эмоциональных состояний относят - апатию, растерянность, тревогу, страх и др. Эти внешне разные состояния имеют ряд общих признаков:

личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму; дезорганизующего эмоционального состояния. Во для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих (при необходимости психолога, врача).

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах психической нормы или приобретать размеры психического расстройства (психогении). Они в большей или меньшей мере присутствуют в процессе Дезорганизующие эмоциональные состояния имеют похожий механизм осуществления, в процессе которого отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект из-за поражения мозга в результате стресса, травмы, интоксикации либо по другим подобным причинам не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Поведение человека может стать неустойчивым, неадекватным, не обусловленным видимыми причинами.

переживания человеком ЧС.


Как показывают наблюдения и исследования, в условиях угрозы для жизни эмоциональная неустойчивость может развиться даже у тех лиц, у которых в предшествующей деятельности не отмечалась психическая напряжённость. В условиях аварийной обстановки чётко выделяются формы психической неустойчивости: состояние ажитации и кратковременный ступор.

При ажитированном состоянии в ответ на раздражители, сигнализирующие об опасности для жизни (запах гари, яркое зарево и т.п.), на первый план выступает беспокойство, тревога. Возбуждение выражается главным образом в суетливости, в возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей (например, человек хватает ведро и мечется в поисках воды, когда видит огромный пожар). Мыслительные процессы при этом могут быть замедленны. Способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая «суждений и умозаключений, нарушается. В состоянии ажитации у человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащённого сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук и др. Для состояния ажитации в условиях аварии наиболее типична неадекватность восприятия окружающей действительно ста, в частности нарушение оценки* временных интервалов, что вызывает затруднение понимания ситуации в

целом. Например, мать, которая не может осмыслить и принять серьёзность травмы ребёнка, постоянно теребит медицинский персонал: «Доктор (сестра), мне уже можно забирать ребёнка домой?» Однако надо учитывать, что состояние ажитации в условиях ЧС у людей «острых» профессий (лётчиков, операторов систем управления и т.д.) расценивается как менее сильное волнение (как растерянность).

Кратковременный ступор в условиях угрозы для жизни человека характеризуется внезапным оцепенением, застыванием на месте в той позе, в которой он находился в момент получения известия об аварии, стихийном бедствии и т.д.; при этом сохраняется интеллектуальная деятельность, и человек после временного ступора сразу способен к адекватным создавшейся ситуации действиям.

Мы рассмотрели некоторые индивидуальные проявления реакции и поведения человека в ЧС. Однако чрезвычайная ситуация оказывает воздействие и на группы людей в целом, вызывая неадекватные ситуации, групповые реакции и действия.

Проявление массового страха людей перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения, приводит, как правило, к панике (одной из форм поведения толпы). Панику можно классифицировать по масштабам (индивидуальная, групповая, массовая), глубине охвата (легкая - например, когда задерживается транспорт - лёгкая озабоченность, напряжённость мышц, сохраняется полное самообладание, критичность; средняя - например, скупка любых товаров в магазинах - значительная деформация сознательных оценок происходящего, снижение критичности, возрастание страха; полная - например, при кораблекрушении - отключается сознание, наблюдается полная невменяемость, чувство смертельной опасности), длительности (кратковременная - в течение нескольких секунд, минут, например паника в автобусе, который резко затормозил; достаточно длительная - в течение десятка минут, часов, например, паника при землетрясении; пролонгированная - в течение нескольких дней, недель, например, паника во время взрыва на ЧАЭС) и деструктивным последствиям (паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; паника с разрушениями и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности). [11]

Неконтролируемый страх в ЧС свидетельствует о неуверенности в себе, своих знаниях, умениях. Он же может вести к паническим реакциям, для предотвращения которых надо пресекать распространение ложных слухов, проявлять твёрдость с «лидерами» паникёров, направлять энергию людей на спасательные работы и т.д. Распространению паники способствует психологическая пассивность человека в экстремальных ситуациях, отсутствие готовности к борьбе со стихией.

Пределами психоэмоциональной устойчивости людей к поражающим факторам ЧС являются время адаптации человека к условиям ЧС (Та) и коэффициент устойчивости (Куст). Время адаптации зависит от состояния нервной системы человека и характеризуется такими стадиями, как витальная реакция — поведение, направленное на сохранение жизни (15 мин); психоэмоциональный шок - временное состояние, при котором снижается критическая оценка ситуации (3—5 ч); психологическая демобилизация, паническое настроение (до 3-х суток); стабилизация самочувствия (3—10 сут.).

Снизить Та можно практической подготовкой людей по выработке навыков действий в конкретной ЧС и тренировкой по использованию средств индивидуальной защиты. В условиях ЧС возможны стрессы и психические травмы, приводящие к появлению «синдрома бедствия» (он может проявляться примерно у 75% людей). Повысить Куст можно исчерпывающей речевой информацией, созданием «зон безопасности», приемом успокаивающих медикаментозных, психотерапевтических средств и вовлечением малопострадавших людей в активную деятельность по ликвидации ЧС. Подробнее профилактические и терапевтические меры, используемые в ЧС, рассмотрены в следующем параграфе.

1.1. Действия людей в ЧС, способы нормализации психоэмоционального состояния человека во время и после

перенесённого ЧС

Психическая реакция человека на чрезвычайные, экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных и людских потерь (в результате тяжелых стихийных бедствий, катастроф, массовых санитарных потерь во время войны и др.), может надолго лишить его способности к рациональному поведению.

Как показывает мировой опыт по управлению катастрофами и другими чрезвычайными ситуациями (крупных масштабов), стратегия вмешательства в зоне ЧС должна строиться на определённых принципах:

S психосоциальное вмешательство осуществляется с целью предотвращения постстрессовых расстройств' и снижения их распространённости;

и

S в процесс проведения аварийно-спасательных работ привлекаются местные руководители, общественные лидеры, психологи, социальные и медицинские работники, священники и т.п.;

■S обучение и информирование населения действиям в ЧС .производится путём распространения листовок, плакатов, брошюр, теле- и радиопередач и т.д.

Процесс взаимодействия личности с экстремальными ситуациями состоит из последовательности определённых знаний, состояний и действий. На первом этапе это оценка ситуации. Важную роль здесь играет возникающее состояние тревоги, которое появляется в ответ на угрозу и включает когнитивную (познавательную) оценку индивидуального опыта угрожающего переживания. Наличие подобного опыта позволяет распознать угрозу. Тревожное состояние также стимулирует поиск ресурсов человека, подвергшегося угрозе, и их оценку с позиции совладания с ситуацией.

На основе анализа полученной информации происходит переоценка ситуации и отнесение её к определённой категории стрессового воздействия [9. С.372]. Это может быть либо вызов, когда ресурсы личности дают ей основание быть уверенной в совладании с требованиями ситуации, и тем самым расширения своих возможностей и получения позитивного опыта, либо ретирование, когда при угрозе есть вероятность не справиться с требованиями ситуации и понести утрату целостности (физической или психической).

Второй этап взаимодействия личности с экстремальной ситуацией связан с определением смысла создавшейся ситуации для личности и выборе либо позиции вызова (иду в только недавно загоревшийся дом в поисках потерпевших, которые может быть не могут выйти), либо позиции избежания (не иду в горящий дом, так как думаю, что уже могут начать падать потолочные балки).

Практические мероприятия по профилактике и ликвидации последствий ЧС могут быть разделены на те, которые осуществляются в период до возникновения чрезвычайной ситуации, в период действия психотравмирующих экстремальных факторов и после прекращения их воздействия.

До возникновения ЧС необходимы следующие мероприятия: подготовка спасательной службы ГО к работе в чрезвычайной ситуации, обучение персонала оказанию помощи пострадавшим с психогениями; формирование и развитие у личного состава спасательной службы ГО психологических качеств, способствующих эффективным действиям в ЧС, способности преодолевать страх; выработка у личного состава этой

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.