Тема 2: Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллекта
Модуль 3. Клинико-психологические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Тема 2: Обучение и воспитание лиц с нарушением интеллекта Цель: рассмотреть основные особенности лиц с нарушением интеллектуального развития; знать особенности оказания специальной помощи лицам с нарушениями интеллекта, организации воспитания лиц с нарушениями интеллекта. Задания для самостоятельной работы обязательной формы (1-2 б): 1. Раскройте сущность понятий: «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция», «дебильность», «имбецильность», «идиотия». 2. Охарактеризуйте классификации с умственной отсталостью. 3. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы и системой обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. (См.: Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.). 4. Познакомьтесь с пояснительной запиской программы по русскому языку и системой обучения и воспитания детей школьного возраста с нарушениями интеллекта (См.: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 класс: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2001. Сб.1. С.5-28). Для своего ответа воспользуйтесь планом: 1.Научные основы программы и ее структура. 2.Содержание программных требований к темам и их усложнение по возрастным группам. 3.Установите сходства и различия в организации процесса обучения школьников массовой школы и учащихся, имеющих умственную отсталость. Задания для самостоятельной работы (на выбор студента) (1-2б): Подготовьте сообщение и презентацию по теме (на выбор студента) - 3 минуты: 1. Эстетическое воспитание лиц с нарушениями интеллекта. 2. Физическое воспитание лиц с нарушениями интеллекта. 3. Трудовое обучение детей с тяжело умственно отсталыми детьми старшего дошкольного возраста. 4. Театр лиц с синдромом Дауна. 5. Профессиональное обучение лиц с умственной отсталостью. 6. Процедура постановки диагноза «умственная отсталость». 7.Сделайте конспект по проблеме: ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ (Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика). Аудиторная работа (1-2 б.). Вопросы для обсуждения. 1. Особенности лиц с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью): клинико-психолого-педагогическая характеристика. 2. Специальное образование лиц с нарушениями интеллекта. Система учреждений по оказанию помощи лицам с нарушениями интеллекта: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и специальные коррекционные образовательные учреждения (СКОУ) для детей с умственной отсталостью (8 вида). Специфика деятельности ДОУ и СКОУ, направления работы специалистов, работающих с лицами с нарушениями интеллекта. Программы для лиц с нарушениями интеллекта. Коррекционная направленность процесса обучения во вспомогательной школе. (Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.). Методика изучения русского языка в 1-9 классах. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. (Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика). 3. Воспитание лиц с нарушениями интеллекта. Виды воспитания, их специфика. Литература: 1. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999. 2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой нтеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. 3. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997.Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М.,1996. 4. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М., 1997. 5. Специальная педагогика./Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000. 6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с. 7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|