Здавалка
Главная | Обратная связь

Реформа советской политической системы во 2-й половине 80 – х гг.



Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Практическое занятие №1

Тема: Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

1.Составление конспекта по плану:

 

Положение в СССР в начале 80-х гг.

Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ.

2.Система управления в период перестройки (1985-1991гг.);

С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрес­сивные начинания в экономической сфере вступали в про­тиворечие с господствующей в обществе командно-адми­нистративной системой, устаревшей оргструктурой, зако­стеневшим экономическим мышлением.

Реформа советской политической системы во 2-й половине 80 – х гг.

Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн человек). Быстрый рост бюрокра­тии обеспечивался многочисленными льготами и привиле­гиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования дей­ствий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат ча­сто даже не считал нужным руководствоваться Конститу­цией. Более того, руководители центральных и региональ­ных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие Конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономи­ки, расхищению государственной собственности, сращива­нию преступных, уголовных элементов с органами государ­ственной власти.

Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бю­рократической сущностью советского строя. В Конститу­ции 1977 года подчеркивался общенародный характер со­ветского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситу­ацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, проф­союзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за дея­тельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный Совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

4.Преобразования в экономике;

Начало периода отмечено попыткой реформирова­ния экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий и усиление материальной заинтере­сованности рабочих в результатах своего труда. Произо­шли изменения в формах и методах управления народным, хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых пока­зателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учи­тывалось только то, что действительно было продано. Оп­лата труда ставилась в зависимость от общих итогов рабо­ты предприятия. Вводилась взаимная ответственность пред­приятий за поставку продукции друг другу-

Сами предприятия получили некоторую свободу в воп­росах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью — все это создавало заинтересованность пред­приятий в рентабельной работе и улучшении экономиче­ских показателей. Руководство уделило внимание реше­нию проблем народного потребления: значительные фи­нансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, лег­кую ипищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.