Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.



«Культурные особенности развития советского общества в 70 – 80 – е г.г.».

1.Составление конспекта по плану:

1. Введение. С приходом к власти Л.И. Брежнева концепция «развитого социализма» привела к обострению идеологической борьбы социализма и капитализма. В области художественной культуры была провозглашена»золотая середина». С одной стороны – отказ от очернительства; с другой – отказ от лакировки действительности.

С середины 70 –х годов в практику внедрялись госзаказы на постановку фильмов, написание романов, сценариев и пьес. Во второй половине 60 –х гг. усиливается идеологический контроль за средствами массовой информации. Учреждениями культуры.

В 70 – нач. 80 –х гг. уехали из страны: В. Аксенов, А.Солженицын и другие. 2Магнитофонная революция» - записи песен: В.Высоцкого, А.Галич. Ю.Ким, Б.Окуджава, М.Жванецкий и др.В конце 70-х были арестованы почти все лидеры правозащитного движения и национальных религиозных организаций.

Противоречия между властью и обществом углублялись.

2. Творчество художников СССР в 1970-е годы;

Эпоха от хрущевского разгрома левого крыла МОСХа в Манеже в 1962 году до "Бульдозерной выставки" 1974 года, сплотила небольшую группу шестидесятников - нонконформистов - инициаторов выставочной акции, закончившейся бульдозерным разгромом. Последовавшая шумиха и скандал в западных СМИ вынудила советских идеологов немного ослабить давление на некоторых художников, и разрешить, под пристальным присмотром "органов", "дозированные" экспозиции в небольшом помещении. Таким местом стал профсоюз художников-графиков на Малой Грузинской 28, при котором была создана секция живописи, включившая в себя именно эту группу художников неофициального искусства. Первая выставка секции состоялась в марте 1976 года. До того имели место две выставки неофициального искусства: в феврале 1975 года в павильоне «Пчеловодство» и в сентябре того же года в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ.

В неофициальном искусстве СССР 70-80 гг. творчество В.Колотева занимает особое место. Работы Колотева получили высокую оценку искусствоведов в зарубежных музейных экспозициях: в частности в проектах «ИСКУССТВО 60-90гг

Наряду с визуальным образом «защитника Отечества», в эти годы остается популярным образ «строителя новой жизни». Такой визуальный образ современника мы можем встретить в живописных произведениях Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова 70-80-х годов, посвященных ударным стройкам Сибири: «Хозяйка», 1975 г. (рис.6), «Артерия Нефтехима», 1975 г. (рис.7), «Нефть Сибири», 1976 г. (совместно с В.С. Бухаровым) (рис.8). Все три работы были отмечены на различных всесоюзных и всероссийских выставках дипломами и премиями Министерства культуры СССР и России, Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ.

В 1970-80-х гг. среди «нонконформистов» все более популярными становились формы авангардного искусства, такие как акции, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи.

3. Характер творчества писателей СССР в 1970- е годы;

В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не развиваться двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.

В литературе, насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия(и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение бесконфликтного общества, всеобщего примирения.

Наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.

Весьма популярными были произведения о войне: Ю.Бондарева («Горячий снег»), В. Быкова(«Волчья стая», «Обелиск», «Знак беды»), К. Воробьева («Крик»), В. Гроссмана («За правое дело», «Жизнь и судьба»). В. Пикуля (Реквием каравану PQ–17»). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.

Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев«Последний пок­лон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя».

 

4. Архитектура СССР в 1970- е годы;

В противовес «украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 70-х гг. эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон. Был взят курс на массовое строительство жилых домов.

В 70-е гг. на окраинах больших городов появились жилищные комплексы оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности рельефа и природной среды. В московском образцовом перспективном жилом районе Чертаново-Северное предусмотрена полная изоляция автотранспорта в подземных тоннелях и гаражах. Жилая зона живописно разрежена оврагами и лесом. Расширение ассортимента домостроительных деталей обеспечило застройке большее разнообразие. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм, напоминающие о постмодернистской архитектуре Запада.
Влияние брутализма дошло и до советской архитектуры, особенно проявившись в 1970‑х — начале 1980‑х годов. В частности, в Москве в этом стиле были построены:

Здание Онкологического центра РАМН (Каширское шоссе, 24, архитектор И. М. Виноградский, 1972-1979)

Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание АПН (Зубовский б-р, 4, архитекторы В. К. Антонов, И. М. Виноградский, А. С. Дубровский, Ю. В. Калмыков, В. М. Орлов, 1976-1979)

«Дом-корабль», жилой дом на Большой Тульской (Б. Тульская ул., 2, архитектор В.Воскресенский, 1976-1981)

«Дом-сороконожка», жилой дом на Беговой (Беговая ул., 34, архитектор А. Д. Меерсон, 1973-1978).5. Достижения СССР в науке и технике в 1970- е годы; В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позво­лило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В ча­стности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изы­сканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в гео­логии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А. Котельников), термодина­мики (В.А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удосто­ен Нобелевской премии академик ПЛ. Капица.

Советские ученые успешно проводили космические исследования.

СССР произвел множество запусков пилотируемых космических кораблей. Для изучения Луны и космического пространства в 1959-1976 гг. осуществлено 24 полета автоматических межпланетных станций, в 1970 г. на Луну была доставлена первая в мире автоматическая лунная станция “Луно-ход-1”. В 1970 г. в Харькове построен самый крупный в стране турбогенератор мощностью 1000 МВт; в 1974 г. спущен на воду атомный ледокол “Арктика”; в 1975 г. осуществлен совместный советско-американский экспериментальный полет космических кораблей по программе “Союз-Аполлон”, построен первый отечественный авианосец “Киев”, на котором базировались самолеты Як-38 вертикального взлета и посадки и вертолеты Ка-25; в 1976 г. создан первый российский аэробус — пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86; в 1977 г. создана противолодочная быстроходная подводная ракета “Шквал”; в 1978 построен самый крупный в мире вертолет Ми-26; завершено формирование Единой энергетической системы Советского Союза — крупнейшего в мире энергообъединения; в 1979 г. в Институте атомной энергии имени М. В. Курчатова пущена первая в мире термоядерная установка со сверхпроводящими электромагнитами “Токамак-7”, создан многопроцессорный вычислительный комплекс “Эльбрус-Х-1” с быстродействием до 15 млн операций в секунду.

2.Беседа по вопросам:

Задание: 1.Обоснованно ли с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?2.Используя средства Интернет, представьте хронологическую выборку плакатов социальной направленности за 1977-1980гг. Прокомментируйте полученный результат.

 

 

Знать термины: «Перестройка», «новая общность – советский народ», «советская цивилизация», «советская культура».


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.