Интерпретация и обработка результатов
ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Методика Н.М. Пейсахова предназначена дляизучения способностей учащихся к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Возможна групповая и индивидуальная формы тестирования. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Инструкция Предлагаема анкета даёт возможность узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений: 1. Утверждения, требующие обращения к опыту, например, п. 5. Если вы действительно часто оцениваете свои действия и поступки, стараетесь найти ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а если вы это делаете редко, то отвечайте «нет». 2. Утверждения, характеризующие ваши отношения к общепринятому мнению, например, п. 28. Если вы согласны с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте «нет». Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» - знаком «-» (минус).
Анкета 1. Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности. 2. Я предусмотрительный человек. 3. Берусь только за то, что смогу довести до конца. 4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного. 5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». 6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против». 7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит. 8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца. 9. У меня не хватает терпения долго разбираться в том, что не 10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед. 11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни. 12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов. 13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел. 14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент. 15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда. 16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые. 17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил. 18. Я четко представляю свои жизненные перспективы. 19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели. 20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь». 18. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия. 22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью. 23. Необходимость проверять самого себя стала моей второй 24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить. 25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации. 26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются. 27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными. 28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий. 29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими. 30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения. 31. Обычно мало слежу за своей речью. 32. Некоторые свои привычки я охотно бы изменил, если бы 33. Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих постоянных раздумий. 34. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей. 35. Обычно с самого начала четко представляю будущий результат. 36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный план, не 37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд. 38. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений. 39. Внимательно слежу за тем, понимают ли меня во время 40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием 41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности. 42. Жизнь так сложна, что считаю, пустой тратой времени 43. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь. 44. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее. 45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном. 46. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов. 47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя». 48. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты. Интерпретация и обработка результатов Методика «Способность самоуправления» разработана в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова. Самоуправление — целенаправленное изменение, и цель себе ставит человек, который сам управляет своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями. Самоуправление нужно отличать от саморегуляции. Самоуправление — процесс творческий, он связан с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей. Саморегуляция— это тоже изменения, но совершаемые в рамках имеющихся правил, норм, стереотипов. Функция саморегуляции иная — закрепить то, что приобретено в процессе самоуправления. Таким образом, самоуправление и саморегуляция – не два разных процесса, а две стороны активности личности, диалектическое единство изменчивого и устойчивого в непрерывном развитии субъективного мира человека. Рассмотрим полный цикл самоуправления более детально. 1. Анализ противоречий, или ориентировка в ситуации, — человек формирует субъективную модель ситуации, отвечая на вопросы, которые ставит сам себе: почему сейчас не получается так, как это было раньше? Что изменилось по сравнению с прошлым? 2. Прогнозирование— человек формирует модель-прогноз, которая основана на анализе прошлого и настоящего, на анализе противоречий между прошлым и настоящим. Прогноз — это попытка заглянуть в будущее, предсказать ход событий или желаемые действия. Человек пытается получить ответы на вопросы можно ли что-то изменить? Что может измениться, если я вмешаюсь и буду как-то действовать? Что будет, если я не вмешаюсь в ход событий? 3. Целеполагание — человек формирует субъективную модель желаемого или должного. В основе целеполагания лежит прогноз. Это переход от предположения о принципиальной возможности произвести изменения к предположению о вероятных результатах. Люди стремятся получить ответы на такие вопросы: какими должны быть результаты? В каком направлении нужно изменять себя, свое общение, поведение или деятельность? Что конкретно можно изменить, ситуацию или самого себя? Целеполагание — это процесс создания системы целей, соотнесения их между собой и выбора предпочтительных. При выборе целей их сравнивают по длительности (стратегические цели рассчитаны на всю жизнь, на их основе выдвигают тактические цели, осуществление которых требует 5—7 лет, а они, в свою очередь, определяют оперативные цели, реализация которых требует дней, месяцев). С точки зрения субъективной привлекательности оцениваются вероятность достижения цели, усилия, необходимые для ее достижения. 4. Планирование — человек формирует модель средств достижения цели и последовательности их применения. В соответствии с целями планы могут быть стратегическими, тактическими, оперативными. Человек ищет ответы на такие вопросы: какие средства нужны для достижения цели? В какой последовательности их следует применять? 5. Критерии оценки качества— человек должен решить вопросы: какими должны быть показатели, позволяющие оценить успехи в реализации плана? Как оценить, что сделанное было необходимым? Как оценить, что мои поступки и действия достаточны? Систему оценок желательно заготовить до начала практических действий и поступков, а по ходу действия их лучше корректировать. Поспешная выработка критериев может привести к тому, что они окажутся недостаточно обоснованными или просто ошибочными, а это может привести к совершенно иным результатам, чем было первоначально задумано. 6. Принятие решения — это переход от плана к действиям, это самоприказ: начать действовать! Но для этого человеку предстоит ответить на совсем не простые вопросы: все ли я предусмотрел? Есть ли у меня еще время? Начинать действовать или еще нужно подождать немного? Человек стремится найти оптимальное решение, которое предполагает сочетание смелости и осмотрительности. Не стоит поступать «сломя голову», «лезть в воду, не зная броду», но и нельзя слишком оттягивать исполнение задуманного. Упущенное время может быть потеряно безвозвратно. Когда человек наконец решился на активные действия, то оказалось, что к этому моменту все изменилось настолько значительно, что любое, даже очень хорошо подготовленное, действие теряет всякий смысл. 7. Самоконтроль— сбор информации о том, как идет выполнение плана в реальном общении, поведении, деятельности. Человек отвечает сам себе на вопросы: как идет дело? Есть ли движение к цели? Нет ли ошибок в моих поступках? 8. Коррекция — изменения реальных действий, поведения, общения, переживаний, а также самой системы самоуправления. Человек ищет ответ на вопрос: как быть дальше? Ответ на этот вопрос зависит от результатов самоконтроля. Если идет как задумано, то человек может продолжать действовать так же, повторить еще и еще раз, чтобы убедиться в эффективности найденной системы самоуправления. Фактически — это переход к саморегуляции, закрепление того нового, что было найдено в процессе самоуправления. Если самоконтроль показывает, что имеется разрыв между желаемым и действительным, что есть ошибки в поведении и деятельности, то возникают новые вопросы: что нужно изменить в своих поступках и действиях? Когда нужно произвести изменения, немедленно или через некоторое время? Есть ли время на обдумывание? Что конкретно нужно пересмотреть в процессе самоуправления, чтобы получить желаемый результат? Способность самоуправления оценивается поданной методике на основе обработки результатованкеты. Подсчитать количество ответов «да» и «нет» в первой строке (см. контрольную карточку), найти сумму; затем — количество ответов «да» и «нет» во второй строке, найти сумму и т. д.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|