Здавалка
Главная | Обратная связь

Трудовая дисциплина



Трудовая дисциплина – это совокупность мероприятий ради повышения эффективности труда и бесперебойного рабочего процесса, которые обеспечиваются за счет:
- Строгого соблюдения установленного внутреннего порядка в организации.
- Сознательного, добросовестного выполнения каждым работником своих трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
- Рационального использования рабочего времени: своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня.
- Использования рабочего времени для наиболее производительного плодотворного труда.
- Своевременного и точного исполнения приказов и распоряжений руководства.
- Регулярного контроля администрации за соблюдением установленного порядка, а также норм трудового законодательства.

Кодексом законов о труде Украины определено три метода обеспечения трудовой дисциплины:
а) убеждения и воспитания,
б) поощрения,
в) наказание.

Метод убеждения является основным в обеспечении сознательного отношения к труду. Главная цель убеждения - добиться добросовестного выполнения норм трудового права, добровольно, без принуждения их выполнять. Это достигается посредством воспитательной работы, нематериальными и материальными мерами поощрения.

Материальные и моральные стимулы находят свое отражение в праве как система средств, поощряющие более производительную дисциплинированную работу, длительные трудовые отношения путем внедрения более высоких размеров оплаты труда, предоставление льгот и преимуществ, а также публичного признания заслуг работника.

Моральные стимулы отражены в нормах, устанавливающих различные формы общественно-морального поощрения путем публичного признания заслуг, награждение и предоставления трудовой почета.

Итого, можно сделать вывод, что дисциплина труда не может существовать самостоятельно. Для ее обеспечения должны прилагать усилия как подчиненные, так и руководители.

Причем, работникам в процессе обеспечения дисциплины принадлежит пассивная роли – они должны только исполнять предписания и рекомендации, инициатива по улучшению дисциплины со стороны подчиненных не нужна.
Активная роль в обеспечении дисциплины принадлежит руководству, которое для этих целей должно:
1) Составить содержание внутреннего трудового распорядка.
2) Установить права и обязанности работников, которые должны быть идентичными с теми, которые прописаны в законодательных актах.
3) Утвердить рабочее время и его использование, поощрения за успехи в работе и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей.
4) Создать необходимые организационные и экономические условия для нормальной высокопроизводительной работы.
5) Убеждать, воспитывать сознательное отношение работника к труду, поощрять за добросовестную работу.

На законодательном уровне методы регулирования трудовой дисциплины закреплены в следующих нормативных правовых актах:
1) КЗоТ;
2) Правила внутреннего трудового распорядка (отраслевые, локальные);
3) Уставы и Положения о дисциплине отдельных категорий работников (например, работников железнодорожного транспорта, военнослужащих, сотрудников организаций с особо опасным производством);

4) Технические правила и инструкции;
5) Должностные инструкции и другие правовые акты.

В трудовом праве Украины увольнение с работы – наиболее строгий вид дисциплинарного взыскания.

Увольнение с работы - прекращение трудового договора (контракта) по основаниям, которые предусматриваются законом.

Трудовые споры

Трудовой спор — это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа.

Разногласие — это различная оценка ситуации взаимодействующими сторонами.

Причиной трудового спора, как правило, являются трудовые правонарушения или в некоторых случаях добросовестное заблуждение по поводу наличия правонарушения.

Классификация и виды трудовых споров

Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям.

Виды трудовых споров по спорящим субъектам:

- индивидуальные трудовые споры — когда они затрагивают интересы отдельных работников;

- коллективные трудовые споры — когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).

Виды трудовых споров по правоотношениям, из которых они возникают (вытекают из предмета трудового права):

1. трудовые споры, возникающие вследствие правонарушения трудовых отношений (например, но невыплате зарплаты, о незаконном увольнении, задержке выдачи трудовой книжки и др.);

2. трудовые споры, возникающие из правонарушения отношений, непосредственно связанных с трудовыми, т. е.:

Виды трудовых споров по характеру спора:

- споры о применении норм трудового законодательства. В том числе споры о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников);

- споры об установлении или изменении существующих условий труда.

Виды трудовых споров по предмету спора:

- споры о признании права, нарушаемого другой стороной трудового договора;

- споры о присуждении выплат и возмещения вреда.

Виды трудовых споров по способу его разрешения:

- исковые споры;

- споры неискового характера.

К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров, соглашений о труде. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т. е. предъявляет иск. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами, поэтому с точки зрения подведомственности выделяют три вида разбирательств. К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме.

Виды органов, которые могут разрешить разногласии между участниками отношении в сфере труда.

Выбор юрисдикцнонного органа, способного разрешить конфликт между участниками отношений в сфере труда, во многом зависит от характера спора и его причин. Разрешить конфликт может вышестоящая организация (или министерство, если у предприятия ведомственная подчиненность), если вышестоящая организация полномочна изменять решения нижестоящей организации или давать обязательные к исполнению указания. Спор может быть разрешен КТС (комиссия по трудовым спорам), если разногласия касаются отношений в сфере труда и сторонами являются работник и работодатель. Судебные органы рассматривают все индивидуальные споры







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.