Здавалка
Главная | Обратная связь

Не пишем на Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.



Работа в группе 5-7 человек. Нарисовать портрет идеального вожатого.

Во время однойорганизационно-деятельностной игры, проводимой на Слете московских вожатых в 1998г. студентам в качестве задания было предложено, исходя из сложившихся собственных взглядов, дать своё определение понятию «вожатый».

И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами:

«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

- это лидер;

- организатор детского досуга;

- друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакать;

- добрый, отзывчивый, понимающийпсихолог, спасатель;

- остроумный и симпатичный;

- человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов.

Вожатый - это состояние души».

Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Важно то, что все определения справедливы и, в целом, наверное, достаточно и полно характеризуют это понятие, эту профессию.

 

Общие способности личности организатора(такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

· общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· настойчивость - умение доводить дело до конца;

· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

 

 

Работа в парах. Используя методику Азбука написать качества которыми должен обладать настоящий вожатый (2-3 пункта на букву).

Не пишем на Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.


Артистичный

Бодрый

Вежливый

Грамотный

Деликатный

Единственный

Жизнерадостный

Заботливый

Игривый

Креативный

Лидер

Модный

Находчивый

Общительный

Пунктуальный

Романтичный

Справедливый

Терпеливый

Уважающий

Фантазер

Хозяйственный

Целеустремленный

Честный

Шустрый

Щедрый

Этичный

Юмористичный

Яркий


 


Специфические организаторские способности –те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутьё.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.

Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример.


Теперь рассмотрим вторую составляющую группы эмоционально-волевой воздейственности:

2) Требовательность — характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.

Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

АВТОРИТЕТ ВОЖАТОГО

Вожатый и ребенок – две основные фигуры в лагере. Личности, чьи взаимоотношения в процессе отрядной работы и в свободное время оказывают непосредственное и решающее влияние на весь воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в лагере атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Опыт убеждает, что влияние вожатого на ребенка, его успешная педагогическая деятельность зависит от авторитета вожатого.

Авторитет вожатого – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на ребенка. Авторитет вожатого – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений ребенка к педагогу. Отношения ребенка к авторитетному вожатому положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. В вожатской работе очень часто встречается проблема «неавторитетности», особенно у молодого вожатого. Это объясняется неопытностью, незнанием возрастных особенностей, недостаточной профессиональной компетентностью молодого вожатого.

Существуют ТРИ типа авторитета вожатого:

Дешёвый» авторитет

Формируется такой авторитет путём всеобщего дозволения. Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины. Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Но у этой любви нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Дешёвый авторитет — это ещё и большая нагрузка на напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один. Плюс ко всему, у такого вожатого нет никаких рычагов воздействия на детей.

Злой» авторитет

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить. Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. У вожатого с таким авторитетом соответственно нет уважения, потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вожатый всё время обращается с детьми жёстко, то в необходимый момент у него не будет рычага воздействия на детей. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует. А злой вожатый и так всё время на взводе. Ему добавлять металл уже некуда.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.