Правильный авторитет ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Вы можете создавать атмосферу на отряде, можете зажигать и вдохновлять детей на творчество. А ведь для этого и нужны вожатые. И ещё раз хочу повторить главное правило: не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение. Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение. Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей : I ступень. Расположить к себе: · контакт; · внимание; · симпатия; · готовность к разговору. II ступень. Заинтересованность: · представить выгодные стороны; · пробудить и усилить интерес; · определить взаимную заинтересованность.
III ступень. Убедить: · логика; · аргументация; · обоснование; · деловитость. IV ступень. Воздействовать: · активность; · искусство убеждения; · мотивирование. V ступень. Завоевать: · достоверность; · непоколебимость; доверительные отношения (как высшее достижение). Одной из популярных проблем в отряде является распределение авторитета между вожатыми-напарниками. Зачастую, происходит так, что главную роль в отряде, на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта, либо тот, который просто более активен и уверен в себе. Такое развитие событий характерно для подавляющего большинства подобных ситуаций, но на самом деле, пользы от такого «вожатства» мало. Чем же опасен высокий авторитет одного вожатого и низкий (или вообще его отсутствие) у другого? Во-первых – распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера, особенно в подростковом возрасте, и очень быстро понимают, чье слово в отряде имеет вес и кого надо слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Как последствие, возможны ситуации, когда дети демонстративно игнорируют одного из вожатых, подчеркивая при этом авторитет другого, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате, на отряде остается, фактически, один вожатый и при этом, ему, даже при его авторитете, будет невероятно трудно в одиночку справляться с распоясавшимся отрядом. Во-вторых - его напарник(ца), кроме комплекса неполноценности и нервного срыва, тоже вряд ли сможет почерпнуть что-то из подобной педагогической практики. Подобное развитие событий, с более или менее похожими ситуациями, встречается в детских оздоровительных лагерях довольно часто и чтобы избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником, справедливо и в относительно равной степени распределять педагогические обязанности на отряде, а следовательно, и рабочую нагрузку. При первой же, вводной беседе следует сразу объявить детям, что в течение всей смены по всем вопросам они могут обращаться к любому из вожатых. Кроме того, желательно, чтобы оба вожатых одинаково активно и дружелюбно общались со всем отрядом, не зависимо от личных симпатий и антипатий, или от полового признака. А также участвовали в подготовке и проведении различных мероприятий вместе с детьми и жили вместе с отрядом активной и интересной жизнью.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|