Информация в процессе подготовки и принятия решения (информационный аспект управленческих решений). Содержательные и процедурные характеристики информации.
Для большинства решений, которые принимаются при управлении организацией можно выделить определенные этапы, на которых лицам принимающим решения необходима определенная информация, от количества и качества которой зависит качество принимаемого решения. Поскольку принятие управленческих решений - процесс, на который оказывают влияние такие факторы, как социальные установки, накопленный опыт, личностные ценности, и ответственность при принятии управленческих решений может быть достаточно велика, то действия руководителя должны опираться на рациональную и систематизированную основу. Для этого управляющий должен обладать знаниями о научных подходах к принятию решений, способах и методах повышения эффективности управленческого процесса, основных факторах, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Ретроспективный анализ используемых методов принятия управленческих решений свидетельствует о том, что ранее они были направлены в основном на получение прогноза развития, предсказание исхода каких-либо событий или действий. При этом сам процесс принятия решения и методика его выбора не привлекали внимания, причиной чего являлось отсутствие явной информации для прогноза, что сводило процесс принятия решения к «простому предположению будущих последствий неизбежного выбора»[2]. Управление предприятием, можно условно представить в виде нескольких этапов, на которых наличие или отсутствие определенной информации может существенно повлиять на результат принятых решений. Определяя роль информационного ресурса для каждого этапа можно сформулировать соответствующие требования к информационному обеспечению. На первом этапе происходит сбор первичной информации в соответствии с целями управления. Второй этап предполагает анализ внешней среды. При достижении стратегических целей информация должна отражать изменения в законодательной среде, тенденции мировых рынков, ситуацию на рынке ценных бумаг. Роль информации заключается в возможности определить основные характеристики бизнеса, его ликвидность, продолжительность и отношения с партнерами. Оперативные цели определяют содержание информационных потоков для отслеживания цен на ресурсы, услуги, дополнительные возможности для покупателей. Используемая информация должна быть в первую очередь достоверной и своевременной. Третий этап - это прогнозирование деятельности компании. Стратегические цели требуют знания о динамике курса валют, изменении налоговых ставок, динамике показателей отраслевого развития. Информация должна содержать данные о возможных изменениях и постоянно обновляться, чтобы предотвратить осложнения, вызванные этими изменениями. В краткосрочном периоде компания может стремиться к совершенствованию производимых товаров и услуг. Требуется информация о возможном изменении потребительского спроса, о тенденциях изменения параметров товаров конкурирующих фирм. Четвертый этап - оценка состояния предприятия и его внутренних ресурсов. В долгосрочном периоде необходима информация, позволяющая оценить возможность привлечения долгосрочных источников финансирования, реализовать программы повышения квалификации персонала, создать собственную информационную систему, обеспечивающую принятие стратегических решений. В краткосрочном периоде предприятию необходимо обеспечить платежеспособность компании, оптимизировать состав и структуру оборотных активов. Роль информации сводится к своевременному обеспечению всех подразделений компании полными, оперативными данными ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|