Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль и место субъекта в процессе принятия решений. Стили руководства при принятии решений. Индивидуальные и коллективные решения.



Роль субъекта. Принятие решений занимает особое, если не центральное, место в процессе управления. Поэтому от руководителя в процессе принятия решений требуется не просто владение большим объемом знаний, но быстрая выборка необходимых знаний из того объема сведений, которыми он располагает. Эта выборка необходима для своевременного диагноза развития ситуаций и принятия своевременного разумного решения. Объем знаний в области управления непрерывно растет, а возможности человека ограничены, поэтому в современных условиях профессия руководителя требует обширных знаний, т.к. в ряде случаев едва различимые нюансы средств и методов достижения целей могут изменить саму цель (т.е. конечный или желаемый результат ). В этом смысле труд руководителя все более профессионализируется. Например, в сфере бизнеса с середины 80-х годов активно используется тип руководителя, известный как "управляющий гибридного типа". Речь идет об управляющих, имеющих знания и практический опыт как в области профессиональных интересов, так и в области информационной техники, в особенности - информационных систем для целей управления .

Практика показывает, что .лучше всего решает управленческие проблемы человек, который обладает желанием решать проблемы сильной волей, который хорошо знает, чего он стремится достичь, и, в достаточной мере владеет социальными реальностями и самим собой, чтобы справиться с потоком нарастающих проблем. И в то же время имеется ряд причин, препятствующих профессионализации руководителя. Стили руководства. Обращается внимание на то, что те руководители, которые добиваются успеха, принимая "успешные" решения, всегда действуют в союзе со своими подчиненными, доверяя им. Взаимодействие руководителя с подчиненными в вопросах подготовки и принятия решений нашло отражение в модели Врума-Иегона (модели принятия решений руководителем или ситуативной модели руководства) . Согласно концепции авторов, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненные привлекаются к участию в принятии решений. Эти стили включают - автократический (или авторитарный ) стиль принятия решений (А и В), консультативный (С и D) и "полное участие" (Е). Краткая характеристика стилей. А - руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него на данный момент информацию. В - руководитель получает информацию от подчиненных, но затем сам решает проблему. Подчиненные, в принципе, могут быть проинформированы - в чем суть проблемы. Но роль подчиненных – в предоставлении информации, а не в поиске или оценке альтернативных решений. С - проблема излагается персонально тем подчиненным, кого это касается, затем руководитель выслушивает идеи и предложения каждого, не собирая их вместе. Решение принимает руководитель с учетом или без учета мнения подчиненных. D - проблема излагается группе и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Решение принимается руководителем с учетом или без учета мнения подчиненных. Е - руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе находят и оценивают альтернативы и пытаются достичь согласия (консенсуса) относительно выбора альтернативы. Руководитель выступает в роли председателя, не пытаясь повлиять на группу, чтобы она приняла именно "его" решение. Принимается решение, которое сочтет наиболее приемлемым вся группа. Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы. Для оценки ситуации авторы разработали семь критериев, из них - первые три относятся к качеству решения, а последние четыре - к факторам, ограничивающим согласие подчиненных: “

•значение качества решения:

•наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия разумного ("хорошего") решения;

•степень структурированности проблемы;

•значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;

•определенная на основании прошлого опыта вероятность, что авторитарное решение руководителя получит поддержку у подчиненных;

•степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят -задачи, сформулированные при изложении проблемы;

•степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. По степени участия руководителей разного уровня и специалистов управленческие решения различают:

 

а) коллегиальные (экспертные и по согласованию);

 

б) индивидуальные (единоличные).

Коллегиальное решение — это решение, принятое группой руководителей и специалистов.

Как правило, решения принимаются руководителем организации по согласованию с ведущими топ-менеджерами и специалистами, коллегиально. Так происходит в большинстве компаний. Руководитель делегирует параллельные полномочия или использует прием обязательного согласования, что в распорядительных документах прописывается: как «согласовано». При обязательных согласованиях ответственность за принятие значимых решений частично возлагается на руководителей, принимающих на себя такие полномочия. Параллельные полномочия увеличивают ответственность и права руководителей, а решение становится коллективным. Например, во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, а в случае крупных покупок требуются две или три подписи руководителей. Коллегиальные решения обычно принимаются на деловых совещаниях и во время работы комиссий ведущими руководителями и специалистами. На таких совещаниях уже существует известный баланс сил, что значительно влияет на результат управления, решение. Так, расстановка сил может быть такова, что приоритет принятия решения может иметь один или два руководителя, хотя формально решение принимается коллегиально. Это недостаток коллегиальных решений. Поэтому руководители обращаются к экспертам, которые могут помочь им в принятии важных решений. Подобные решения принимаются в том случае, если привлекается группа специалистов: внешние аудиторы или сотрудники штабных служб организации. Например, для решения спорного вопроса, руководитель может привлечь юридическую службу, а для разработки стратегического плана воспользоваться услугами группы аналитиков. Может быть сформирована экспертная комиссия с привлечением внешних экспертов в области качества или финансового аудита. Современная управленческая теория предлагает методы и приемы, которые руководитель может использовать для оптимизации работы малой группы и роста эффективности принятых решений. Индивидуальные управленческие решения — это решения, которые принимаются руководителем единолично. В организациях малого бизнеса небольшое число уровней управления, высокая степень риска потери конкурентного статуса. Руководит такой организацией предприниматель, который несет всю ответственность за дальнейшее ее функционирование в нестабильных рыночных условиях. Предприниматель опасается делегировать полномочия по финансовым и другим значимым вопросам своим подчиненным и принимает решения единолично. Положительным моментом индивидуального решения является его творческий, неординарный характер. Недостатки индивидуальных решений проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер. Руководитель узурпирует власть, единолично распоряжается ресурсами, определяет кадровую политику организации и оказывает давление на подчиненных. Решения, принимаемые руководителем единолично, позволяют организации какое-то время оставаться на рынке и быть успешной. Однако в дальнейшем, стиль руководства, используемый руководителем, тормозит развитие организации. Руководитель должен уметь лавировать и быть гибким, использовать искусство делегирования полномочий по принятию решений другим людям в организации. Следует отметить, что при принятии сложных, многоаспектных решений роль оценочных суждений специалистов, профессионально владеющих проблемами, по которым принимается решение, значительно возрастает. Таким образом, к успеху приводит оптимальное сочетание опыта и знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов и искусства руководителя правильно понять и оценить ситуацию и принять подчас единственно верное решение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.