Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологический аспект управленческих решений. Качественный характер оценок альтернатив и зависимость оценок от субъективных суждений в дескриптивных моделях принятия решений.



Рациональный человек в рамках экономической теории характеризуется относительной неизменностью своих предпочтений, способа обработки окружающей информации и способа формирования ожиданий. Принято считать, что эти фиксированные параметры заданы субъекту априорно (или из вне), что позволяет ему определить оптимальную реакцию на возможные изменения ограничений.

Для психологического подхода к поведению субъекта предпочтения человека и когнитивные структуры, употребляемые им для объяснения и прогнозирования окружающего его мира, не являются фиксированными - они подвергаются адаптации в процессе взаимодействия человека и окружающего мира.

Этот процесс напоминает исследование, в ходе которого субъект проверяет и отбрасывает различные гипотезы. Психологические теории предполагают, что столкнувшись с неожиданным событием, опровергающим сложившуюся у него картину мира, индивид претерпевает сложный процесс адаптации, затрагивающий и его предпочтения, и набор возможных состояний окружающего мира, и способ определения вероятностей того, что эти состояния наступят. Таким образом, параметры, которые экономист считает фиксированными и экзогенными, у психологов становятся переменными и эндогенными: результаты деятельности оказывают обратное воздействие на свойства субъекта и, следовательно, на его поведение в следующий период. В итоге' выбор индивида в соседние периоды времени может оказаться совершенно различным, даже если объективные ограничения остались неизменными.

Психология определяет человеческое поведение не рациональностью, а чем-то иным: для бихевиоризма - механизмом подкрепления данного варианта поведения, дитя фрейдизма подсознательной мотивацией, для психологии развития - стадией когнитивного развития индивида, для социального психолога -социальным контекстом и его индивидуальным восприятием. Даже представители когнитивной психологии (психологии познавательных процессов), стоящие в данном аспекте ближе всего к "рациональному человеку", подчеркивают влияние на поведение индивида специфических особенностей, которыми характеризуется его механизм обработки информации.

В плане исследования поведения субъекта психология рассматривает вопросы о природе предпочтений, о реальном когнитивном процессе сбора информации и принятии решений, обсуждает возможность расхождения выбранного субъектом варианта поведения и системы его предпочтений, а также способы обучения людей на собственных ошибках.

Что касается такого важного для принятия решений атрибута как предпочтения, то в психологии изучается и исследуется целый комплекс вопросов, связанных с предпочтениями: их происхождение, неустойчивость зависимости от контекста, в том числе от ограничений (люди адаптируют свои предпочтения, приспосабливая их к изменившимся условиям по принципу "зелен виноград"), влияние на предпочтения других индивидов и референтных групп. Кроме того, психологи способны обогатить экономическую модель собственным представлением ограничений, включая ограничения, связанные с процессом переработки информации, и ограничения, накладываемые индивидом на себя самого. Однако очень часто результаты этих исследований противоречат предпосылкам модели рационального (с экономической точки зрения) человека.

Понятие рациональности в психологии относится не к результатам принятых человеком решений, а к самой процедуре их принятия. Поэтому психологическая рациональность ^ принципе могла бы дополнять экономическую в ситуациях Неопределенности, которые в жизни встречаются гораздо чаще, чем Случаи, когда хозяйственный субъект располагает полной информацией при этом, разумеется, критерии психологической и экономической Национальности могут противоречить друг Другу). Таким образом, Психологические переменные- мнения, ожидания, притязания и др. могут играть роль посредствующего звена между изменением ограничений и реакцией на него рациональных (в экономическом смысле) субъектов.

Проблемы многокритериального выбора. Особенности поведения субъекта при сравнении и оценке многокритериальных альтернатив и решении сложных задач. Стратегии и эвристики, используемые субъектом в многокритериальных задачах.

Структурные единицы, или блоки информации формируются человеком творчески на материале конкретной задачи. Несмотря на ограниченный объем К - памяти, человек уверенно решает многие задачи, требующие одновременной обработки сложных элементов информации, используя при этом два пути:

• объединение отдельных единиц информации в блоки с целью одновременного восприятия этих блоков;

• использование специальных эвристик, приспосабливающих задачу к возможностям системы обработки информации человеком.

Как ограниченная емкость К -памяти, так и пластичность являются объективными характеристиками человека, поэтому многие . конкретные стратегии определяются персональным пониманием той или иной задачи, причем далеко не всегда правильным. Следовательно, выбор стратегии решения задач также является для ЛПР самостоятельной задачей. И в этом выборе проявляется его индивидуальность, предварительная установка, его мотивация.

Основные характеристики человека как "системы", перерабатывающей сложную информацию, можно сформулировать следующим образом.

1)Система обработки информации человеком, в основном, последовательная во времени - она способна перерабатывать одновременно лишь несколько символов (образов), причем перерабатываемые символы должны храниться в особых ограниченных по емкости структурах памяти, содержимое которых может быстро меняться. Ограниченная емкость К - памяти заставляет человека приспосабливаться к сложным задачам переработки информации, искать пути их решения.

2)Человек в процессе преобразования информации творчески формирует структурные блоки из исходного материала (объединяя отдельные единицы информации в блоки с целью одновременного восприятия этих блоков), используя при этом блоки, ранее запасенные в Д - памяти.

3)При обработке сложной информации человек проявляет пластичность (гибкость), т.е. он или сам приспосабливается к типу сложной для него задачи, или приспосабливает задачу к своим возможностям.

4)Человек обладает способностью к обучению на своих действиях (чаще всего "методом проб и ошибок"). В связи с этим в Д -памяти, имеющей практически неограниченную емкость, накапливаются сведения о решенных ранее задачах и результатах их решения. Поэтому при повторяющихся задачах принятия решений человек может запасать в Д - памяти типовые задачи и соответствующие им решения, которые вырабатываются в процессе обучения.

Перечисленные характеристики человека как "системы", перерабатывающей сложную информацию, оказывают большое влияние на его поведение в задачах принятия решений.

Изучение задач сравнения альтернатив по многим критериям, анализ поведения человека при решении многокритериальных задач показали, что при сравнении многокритериальных альтернатив, их классификации, определении их общей полезности поведение человека существенно отличается от рационального в большом числе случаев, а именно:

• человек часто ошибается (например, при большом числе критериев);

• он противоречив (например, нетранзитивен при сравнении альтернатив по многим критериям);

• склонен к упрощениям. Упрощение как один из возможных путей решения сложных задач предполагает использование различных способов и эвристик. В подобных случаях пользуются, например, следующими приемами:

а) переводят большинство критериев в ограничения, что соответствует переходу от метода обобщенного критерия к методу главного критерия;

6) иногда просто подсчитывают количество критериев, по которым одна из альтернатив превосходит другую без учета значений оценок по этим критериям;

в) очень часто при сравнении альтернатив учитывают лишь часть критериев, а остальные (особенно малозначащие) отбрасывают, и ряд других эвристических приемов.

Иными словами, ЛПР стремится всячески упростить себе задачу. Ошибки, противоречия, упрощения является характерными признаками поведения человека при решении многокритериальных задач.

Во многих экспериментах отмечено, что когда человек, принимающий решение, осознает нарушение транзитивности своих решений, то, как правило, он оценивает эти решения как несогласованные и противоречивые. При повторной попытке он принимает решения, носящие транзитивный характер. И только в редких случаях ЛПР при повторных оценках настаивает на правильности первоначального выбора.

В реальных процессах, когда ЛПР сталкивается с ограниченной областью альтернативных решений, нетранзитивность является гораздо более редким явлением, чем в искусственных экспериментах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.