Анкетные методы. Метод ранжирования
В задачах принятия решений, требующих качественной (т.е. неколичественной) оценки альтернатив, необходимо привлекать опытных специалистов - экспертов для получения информации качественного характера, основанной на опыте и интуиции специалистов. Для получения таких качественных оценок применяют различные методы экспертного оценивания. Наиболее известны: анкетные методы экспертного оценивания, вероятностное оценивание по методу фон Неймана-Моргенштерна и методы групповой экспертизы. К анкетным методам относятся: метод ранжирования, метод нормирования, метод парных сравнений. Среди групповых методов наиболее известен метод Дельфи. Достоинства анкетных методов: • простота проведения, • относительно малая стоимость, • возможность одновременного охвата больших групп конечных пользователей, • возможность” получения количественных результатов на основе статистического анализа экспертных данных. Недостатки: • незнание отношения опрашиваемого к вопросам в анкете: серьезное или нет, есть ли заинтересованность в результатах и т.д., • неуверенность в том, правильно ли были поняты вопросы, поставленные в анкете, • субъективность интерпретации вопросов экспертом, • неполнота и невозможность частичных ответов на вопросы Метод ранжирования. Суть метода сводится к тому, что факторы, влияющие на исследуемую проблему или оценки экспертов, ранжируются в порядке возрастания или убывания их значимости, что позволяет отобрать наиболее важные факторы или оценки. Когда необходимо упорядочить какие-либо явления (объекты) во времени или пространстве. Это ситуация, когда исследователя интересует не сравнение степени выраженности какого-либо их качества, а лишь взаимное пространственное или временное расположение этих явлений (объектов) Когда необходимо упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется производить его точное измерение. В случаях, когда какое-либо качество в принципе измеримо, но в настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера. Шкала, получаемая в результате ранжирования называется порядковой. Метод ранжирования. Состоит в том, что эксперт предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных анкете факторов. Например, ранг, равный единице, присваиваете наиболее важному, по мнению эксперта, фактору, а ранг, равный двум присваивается следующему по важности фактору и т.д. Ранжировани удобно применять в следующих ситуациях. 1. Когда необходимо упорядочить какие-либо объекты во времен) или пространстве (в этом случае интерес представляет имена ( взаимное пространственное либо временное расположение объектов, . не сравнение степени выраженности - интенсивности какого-либо качества). (Например, определение последовательности выступления участников конференции ). 2. Когда нужно упорядочить объекты в соответствии с каким-либо качеством, но при этом не требуется его точное измерение. 3. Когда какое-либо качество в принципе измеримо, однако настоящий момент не может быть измерено по причинам практического или теоретического характера. Экспертное оценивание в процессе подготовки решения в слабо структурированных и неструктурированных моделях принятия решений. Методика работы экспертных групп. Метод парных сравнений. В управленческой деятельности выделяются четыре класса наиболее распространенных проблем. К ним относятся: СТАНДАРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации. ХОРОШО СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико- математические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия) СЛАБО СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример - прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе. НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Неструктурированная проблема - это нечетко осмысленная проблема, решение которой сложно поддается программированию. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример - инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией. С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие типы: -распознавания образов (идентификация); -оценивания; -синтеза возможных вариантов; -анализа проблем; -факторов; анализа тенденций; -прогнозирования; -планирования;-программирования (составления программ реализации); -организации и оперативного управления; реализации принятых решений; -контроля. Анализ методов принятия решений выполняется в соответствии с предложенной классификацией проблем. (ДОДЕЛАТЬ ВОПРОС) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|