Здавалка
Главная | Обратная связь

Пьер Безухов. Андрей Болконский. Николай Ростов.



Толстой впервые обратился к понятию, названному впоследствии Н.Г.Чернышевским “диалектикой души”. Он одним из первых приступил к изучению такого тонкого и сложного инструмента, как человеческая душа. В романе “В и м” все герои словно-разделены на два полюса. Любимые и близкие Толстому герои - люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Б, Наташа Р. Противоположному принадлежат персонажи статичные, эгоистичные, неестественные. Это Элен Безухова, Анатоль Курагин, князь Василий Курагин. Андрея Б мы впервые встречаем на вечере у А. П. Шерер. Здесь он выглядит сухим и раздражительным. Он отгородился от всего происходящего маской безразличия. Князь Андрей не видит достойных чувств и стремлений людей за блестящей мишурой нарядов, улыбок, поклонов. Поэтому он решает ехать в армию, где, как он считает, проявит себя. Во время войны 1805 года Болконский занимает место при штабе Кутузова. Он полон надежд и жажды славы -славы как любви народной.Раненный он лежит на поле боя и видит небо.. Он понимает, что есть в жизни что-то другое, чистое и более важное, чем слава. Небо Аустерлица изменило все. Очередной перелом намечается при поездке князя Андрея в Отрадное. Там он впервые встречает Наташу. Символом перемен - старый дуб, мимо которого проезжает герой. Первый раз это корявый, черный, мрачный дуб, - словно душа князя Андрея. В Отрадном герой становится невольным свидетелем того, как восхищается прелестью ночи Наташа. Ночь в Отрадном словно соединила, незримо для героев, их судьбы. По пути обратно Болконский встречает знакомый ему дуб. И, будто душа героя, тот пробудился ото сна и покрылся сочной зеленью. И вновь все меняется, князь Андрей встречает на балу Наташу Ростову. Его поражают естественность, открытость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Он влюбляется в маленькую Ростову.Болконский просит руки Наташи и получает + ответ. Но отец Андрея ставит условие: свадьба должна состояться не ранее, чем через год. Разлука с Наташей в тягость герою, Болконский живет надеждой на будущее счастье. С начала войны 1812 года судьба русского народа, судьба России стала судьбой князя Андрея. Он решает жить для других, действовать во имя спасения Родины. Болконский мог занимать место при штабе, но, осознавая, что его место на поле боя, рядом с солдатами своего полка, он отказывается. Недаром солдаты звали его “наш князь”. В Бородинском сражении его тяжело ранит осколком гранаты. В палатке для раненых, князь видит страдающего Анатоля Курагина - своего врага, того, кто причинил ему столько страданий. Он видит его и... прощает. Князь Андрей приходит к любви Евангельской. В последние дни жизни он встречает Наташу, прощает ее: “Я люблю тебя лучше, сильнее прежнего...”. Иной путь был у Пьера. Наверное, это связано с различиями в характерах: князь Андрей — человек рассудка, Пьер же поступал по велению сердца. Вначале Пьер - никому не нужный незаконный сын богатого вельможи. Он неопытен, не знает, чего хочет от жизни. Его кумир - Наполеон (как реформатор и освободитель). Неожиданно Пьер получает наследство, становясь одним из самых богатых женихов России. Не понимая, что отношение к нему в обществе изменилось после получения наследства, он искренне принимает знаки внимания и ...совершает непоправимую ошибку - женится на Элен. После дуэли с Долоховым Пьер оказался перед неразрешимыми вопросами: “Зачем все это? Ради чего жить? Что ждет впереди?” Они мучают Пьера, вовлекая его в духовный кризис. В начале войны 1812 года Пьер на свои деньги собирает ополчение и решает принять участие в Бородинском сражении. Тут Пьеру и открывается великая истина. Видя солдат, ополченцев, тех, кто сражается, молится, строит укрепления, кто кормит его, он видят Их. Они - спасители России. Они есть сила России и ее дух. Во сне Пьер приходит к пониманию необходимости “сопряжения” своей жизни с жизнью народа. Эта мысль укрепляется в Пьере после встречи в плену с Платоном Каратаевым, который в романе стал воплощением всего “доброго, круглого, русского”. Именно под воздействием Каратаева Пьер приходит к любви всеобщей, терпению и всепрощению, как когда-то князь Андрей. Судьба Николая Ростова противопоставлена судьбам Андрея и Пьера. Этот герой является своеобразной “золотой серединой человечества”. Он был способен пройти тот же путь исканий, что и Болконский, и Безухов. Но Ростов сознательно отказался от борьбы с собой. Это проявилось в истории с Теляниным, когда, проявив малодушие, он уступил командиру полка, хотя был прав. Находясь в госпитале, он, хотя и ужаснулся тому, что убитые лежат рядом с живыми, промолчал. Но Николай — честный человек. Ростов близок Толстому тем, что он естествен. Пьер и князь Андрей через страдания и духовные испытания, взлеты и падения пришли к пониманию высшего смысла человеческого бытия — любви Евангельской. Они сблизились с народом, с силой, которая хранит традиции и моральные ценности, объединяет людей. В противовес Пьеру и Андрею, Николай Ростов, достойный человек, имевший все возможности для самосовершенствования, отказался от борьбы и остановился в своем духовном росте.

 

26.ТОЛСТОВСК.ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.

К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию «Войны и Мира», у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность отдельного человека может быть осмысленна иразумна, иметь свою цель. Развитие же человечества в целом происходит бессознательно,стихийно; конечные цели истории, если они и существуют, людям неизвестны. «Человек сознательно живет для себя,— считает автор,— но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». В полном соответствии с такой концепцией писатель отрицает роль личности в истории, ибо никто не в состоянии предопределить ход исторических событий и руководить массами людей, живущих стихийной, «роевой» жизнью. Можно лишь догадываться о смысле совершающихся событий и не мешать их развитию. Такие люди по справедливости заслуживают названия великих.Для Толстого это Кутузов, но никак не Наполеон, котор.прямо противопоставлен русскому полководцу как выразитель индивидуалистического антигуманного мировоззрения. В Кутузове Толстой прежде всего выделяет те народные, национальные черты, которые в той или иной степени были присущи и другим положительным героям романа (от простыхсолдат до Тушина "и Болконского). Он является олицетворением духовной силы и талантливости народа. Осмысливая всюдеятельность Кутузова с позиций «мысли народной», Толстой подчеркивает внутреннюю близость полководца к солдатам, его простоту и скромность, естественность и отвращение к любой фальши, напыщенным речам и псевдопатриотизму. Толстой в соответствии со своей философией истории настаивает на том, что Кутузов был преимущественно наблюдателем, не вмешивался в события, которые и без него развивались в должном направлении.Но в то же время на страницах «Войны и мира» перед читателями предстает и другой Кутузов — вовсе не бездеятельный полководец, но очень осмотрительный, проницательный и мудрый в своих решениях человек. Толстому даже приходится вступать в полемику с теми историками и мемуаристами, которые настаивали на пассивности Кутузовав Отечественной войне 1812 г.Сила Кутузова в том, что он, в отличие от Наполеона,учитывал объективный ход событий, понимал народный характер Отечественной войны и был кровносвязан с жизнью своего народа. Наполеон, в изображенииТолстого, во всех действиях, во всей своей жизни руководствовался только стремлением к личной славе и безграничной власти. Поэтому его величие оказалосьмнимым, его грандиозные планы — авантюристическими.Для Кутузова представление о добре и зле соотносилосьс народными оценками; Наполеон же руководствуется только индивидуалистическим сознанием. Наполеон убежден,что все в мире зависит только от его воли. С этим же связана столь характерная для его поведения фальшь, неестественность, актерская игра даже перед портретом сына. Автору «Войны и мира» (писателю, а не историку!) необходимо было показать французского императора как циничного и самовлюбленного деспота. Комплекс «наполеонизма», который в те же 60-е годы разоблачалДостоевский в «Преступлении и наказании», был дляТолстого выражением идей разъединения и разобщения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.