Здавалка
Главная | Обратная связь

Условия сохранения психологического здоровья



Пример: деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса

Система работы психологической службы состоит из четырех этапов.

Первый этап - «Нулевой» и «работа с младшими школьниками»

В этот этап входит:

Комплексная диагностика определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе

Подготовительные курсы для будущих первоклассников.

С момента поступления в школу успешность ребенка в обучении зависит не только от генетических данных, но и от предшествующих обучению взаимоотношений ребенка с родителями, от сформированности базовых компонентов обучения и развития. Поступающие в школу дети имеют различный уровень подготовки, что снижает результативность труда учителя. Поэтому на этом этапе проводится:

Профилактическая работа

Основное внимание - повышению психолого-педагогической компетентности родителей в плане формирования необходимых ребенку в период поступления в школу базовых компонентов развития: общей осведомленности, внимания, памяти, мышления, познавательной активности.

Развивающая деятельность

Ориентирована на создание социально - психологических условий развития школьников, а психокоррекционная - на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.

Психокоррекционная работа

Психокоррекционную работу стараюсь проводить в индивидуальном режиме или в малых группах, т.к. считаеться это более эффективным.

Диагностическая работа

Диагностическая работа также проводится по нескольким направлениям, которые следует перечислить отдельно. Это диагностика познавательной сферы учащихся, (выявление фонового уровня умственного развития и сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности.), диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоционально­волевой и личностной сферы (уровень тревожности, активности).

Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе. Высокая тревожность в целом является характеристикой психологического неблагополучия личности. Как правило, большое число неврозов у детей бывает в классах, где доминирует авторитарный стиль воспитания. По нашим данным 16% школьников имеют высокий уровень тревожности.

Второй этап - «работа с подростками»

Работа на этом этапе включает в себя:

Контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей.

Что касается работы по сохранению психичологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков с делинквентным поведением разрабатываются индивидуальные программы. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками, классными руководителеми. Используются компьютерные игры на развитие внимания, воображения, мышления. Считаю, что большой психо-профилактический и развивающий эффект имеют психологические игры.

Психологическая игра - это игровое действие, развивающее способность к самоконтролю в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия, сплачивает детский коллектив, создаёт положительный эмоциональный настрой, тем самым предупреждает возникновение проблем, связанных с личностным развитием школьников. Игра является средством всестороннего развития воспитанника.

Третий этап - «Работа со старшеклассниками»

Приоритетным направлением является профориентация учащихся 9-11 классов.

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся старших классов,

экзаменационный стресс.

Особо пристрастное внимание к этому вопросу связано с введением единого выпускного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование - уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний - очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого­педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося). Но встречающиеся плохие экзаменаторы - это не повод отменять саму процедуру экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицированных учителей - не повод закрывать все школы.

В ходе работы проводится психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации (в письменной и устной форме) и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, упражнения на релаксацию, практические задания по снятию нервного напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровье сберегающий среды в сложных жизненных ситуациях.

Четвертый этап - «Работа с родителями»

Родительские собрания... Их тематика многогранна и безгранична:

«Здоровье и вредные привычки», «Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня

психического развития ребенка», «Формирование навыков личной гигиены в семье» и т.д. Всё это направлено на пропаганду здорового образа жизни. Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними проводится в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

Работа с учителями: кто должен сделать первый шаг? В целом активность учителя не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени это связано с личностными особенностями учителя.

Учителя очень хорошо знают и чувствуют своих учеников. Большинство педагогов обладает развитой профессиональной наблюдательностью «педагогической зоркостью», которая позволяет заметить и учесть малейшие нюансы настроения и поведения школьника. Глубоко убежден, что сохранить психическое и психологическое здоровье у ребёнка можно лишь в том случае, если есть благоприятный психологический климат в педколлективе и, если каждый педагог понимает свои проблемы и стремится найти и устранить их причины.

Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса.

Американский психолог Уильям Глассер рассматривает качество жизни как совокупность физического, эмоционального, интеллектуального и духовного ее аспектов. Они, в свою очередь, зависят от качества потребляемой человеком пищи. Физическая пища-это продукты питания. Эмоциональная «пища» - это проявления чувств, эмоций у окружающих нас людей; чувства и эмоции, переживаемые под воздействием произведений искусства (музыка, театр и др.). Интеллектуальная - это воспринимаемые от других людей, из средств массовой информации идеи, понятия и т.п. Духовная «пища» - высшие ценности. Таким образом, наша забота о качестве жизни проявляется в избирательном внимании ко всему тому в окружающем нас мире, что мы воспринимаем, к тем людям, с которыми общаемся.

Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой, а она достигается за счет саморегулируемости. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняясаморегулируемость - это свойство личности, которое делает доступным свободный переход от одного вида деятельности, состояния к другому. Внутренняясаморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими чувствами, эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятным условиях воздействиям окружающей среды. Адекватная деятельность представляет собой совокупность двух процессов: мобилизации волевого напряжения для активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т.е. изменений внутренних.

В наше время много говорится, пишется, даются советы повышения "стрессоустойчивости", но не менее важна "стрессоизменчивость", которая предполагает не только сохранение психологического здоровья, но и возможность использования человеком стресса для самоизменения, личностного роста и развития. Для этого используют принцип "измени себя и изменится мир" с использованием метода "изменить себя, не изменяя себе".

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.