Здавалка
Главная | Обратная связь

Жизненный путь личности как единица психологич. анали



Жизненный путь - “это история формирования и развития личности в определенном обществе”. Он складывается из переживаний личности, кот. вызывают внешние события. Внешние события, преломляясь через внутренние условия (внутренний мир личности), превращаются в переживания – внутренние события; внутренние события – переживания − побуждают личность совершать поступки, которые изменяют жизненный путь и становятся его поворотными пунктами – внешними событиями.

Согласно работам отечественных авторов (Рубинштейн, Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формир.представлений ребенка о целях и стр-ре жизненного пути. В итоге, по выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, сам связывает между собой трагедию, драму и комедию.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн) построен на бессоз-нательном выборе жизненного сценария, кот. осущ. на ранних стадиях развития ребенка.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру.

Основными составляющими сценария являются:

· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

· антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

· идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка именно он определяет направление личностного роста;

· другие персонажи, участвующие в жизненном процессе

 

13.Активность личности как психологическая характеристика, Активность личности — форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении. Более того, согласно концепции персонализации, «активность личности проявляется в том, что своими поступками “продолжает” себя в других людях, приобретая в них свою “отраженность”. Активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, прилагая неординарные усилия для достижения цели действуя надситуативно. В современной социальной психологии проблема личностной активности получила наиб. детальное освещение в рамках теории спонтанности - новая, креативная реакция на старую, привычную ситуацию. В творчески одаренного индивида проникает спонтанность и вызывает в нем реакцию. Дж. Морено пришел к двум важным выводам: 1)спонтанность явл. универсальным и врожденным человеч. кач-вом, кот. изначально обладает каждый ребенок. 2)спонтанность можно восстанавливать и развивать посредством спец. психотерапевтических методов.

Активность личности, если она совершенно не соответствует соц. нормам и при этом полностью игнорирует интересы др. людей, приобретает отчетливо выраженный деструктивный характер.

У Басова чел. выступает как активный деятель в среде. Выготский развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества на формирование активности человека. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деят-сти. Он рассматривал деят-ность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Узнадзе, на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.