Теория самопричинности личности В.А. Петровского.
Опр-щей хар-кой личности в данной теории является субъективность — полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. «Быть личностью» — значит быть субъектом себя самого, своего существования в мире, носителем идеи «Я» как причины себя. Исходным пунктом развертки теории является сомнение в самой возможности для индивида быть субъектом себя, т. е. целостным, целеустремленным, развивающимся существом. Источник этого сомнения — в трудности примирить идею субъектности человека с «постулатом сообразности» (стремление к «внутренней цели», полагая при этом, что она определяет все проявления чел. активности.), а также «принципом неадаптивности» (расхождения между целью стремлений и достигаемыми рез-тами). В теории самопричинности личности сущ-т в 4 пространствах: жизнь, культура, др. человек, в самом себе. Личность – особая, идеальная форма бытия чел-ка, придающая ему свойство субъектности, т. е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире.
Представления о движущих силах развития личности в различных подходах. Гомеостатическая модель (З.Фрейд). Движ.силы– сексуальное и агрессивное влечения, кот. по своей природе явл-ся инстинктивными. Архетипическая модель (Юнг). Движ.силы – внешние ф-ры, поступательный хар-р развития личности. Индивидуальная психология (Адлер). Движ.силы – наличие чувства неполноценности. Нейрофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм). Движ.силы: 1)решающим ф-ром развития личности явл-ся соц.отношения между ребенком и родителями; 2)общество создано для того, чтобы сущностная природы чел-ка могла воплотиться. Перосоналистическая психология (Олпорт). Движ.силы – идея самоактиуализации – источник прогрессивного развития нах. Внутри самого чел-ка (реализация возможностей). Концепция Маслоу. Движ.силы – воспитание, общественные нормы принуждают чел-ка забыть о собственных чувствах и принять др.ценности. Представление о теории личности в зарубежной психологии. Компоненты теории личности. Психоанализ (З.Фрейд). Личность – энергетическая сис-ма инстинктов (сексуальных и агрессивных) и защитных мех-мов, кот. опр-ся взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением. Стр-ра Л: Оно (Ид); Я (Эго); Сверх Я (Супер –Эго). Аналитическая теория (Юнг). Личность – сово-сть экстра-интровертированных установок сознания, и врожденных и реализованных архетипов (врожденные воспоминания, кот. предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события опр. образом). Стр-ра Л: эго; личное бессознательное; коллективное бессознательное. Гуманистическая теория: 1)Феноменологическое направление (К.Роджерс). Личность – индивидуальный мир чел. «Я», как рез-т самоактуализации. Стр-ра Л: Я-концепция – представления чел-ка о самом себе. 2)Э.Фромм: Личность – сумма врожденных и приобретенных психических св-в, характеризующих индивида и опр. его уникальность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|