Способности личности
Способности – это личностные образования, включающие в свой состав определенным Образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении тех или иных деятельностей (трудовая, учебная, творческая). Способности можно характеризовать по их проявлению. Уровень способностей зависит от трех факторов: 1. От качества отдельных элементов знаний и умений, от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. 2. От природных задатков человека; 3. От большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и для животных, особенно высших. Например: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе этих задатков формируются способности, это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.п. В процессе развития биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей. Эти специфические способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь они подразделяются на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д. К общим способностям относят те, которые способствуют успеху человека в различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Под специальными способностями подразумевают те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рада и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др. Большинство исследователей полагают, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Платонов различает 4 основных рода способностей по двум основным критериям: Элементарные и сложные, общие и особенные (специальные). Элементарные общие способности – основные формы отражения свойственные всем людям, но выраженные по-разному у различных личностей – способность человека совершать предметные действия. Элементарные особенные способности – ловкость, храбрость, внимательность – особенные, так как не каждый обладает ими. Сложные общие особенности – профессиональные способности, образовавшиеся в процессе разделения труда. Сложные особенные – музыкальные, математические. В числе критериев классификации способностей есть и такой, по которой они делятся на две подсистемы: 1. Актуальные – способности, уже проявляющиеся в деятельности 2. Потенциальные – способности ещё не проявляющиеся в деятельности, но предполагаемые на основе наличия способностей к близким по структуре видам деятельности. Способности, формируются в деятельности, они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только потенциальные способности. В деятельности они проявляются и становятся актуальными. К числу способностей человека относятся способности, проявляющиеся в общении и взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни в обществе. У человека выделяют различные уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|