Топографическая и динамическая модели личностной организации в психодинамическом подходе и их характеристика.
Топографическая модель. Согласно этой модели можно выделить три уровня: · Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге. · Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. · Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Динамическая модель. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. В начале 20-х годов Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. · Ид(от лат «оно») и означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной манере. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. · Эго(от лат «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго эволюционирует из ид, заимствует часть энергии ид для своих нужд. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. · Суперэго (сверх я) - последний компонент развивающейся личности. Организм человека не рождается с суперэго, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями и другими «формирующими» фигурами. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», что хорошо и что плохо. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
35. Психосексуальные стадии развития личности по З.Фрейду.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|