Здавалка
Главная | Обратная связь

Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону.



1. Младенчество: базальное доверие—базальное недоверие (оральная фаза, первый год жизни). Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, чувствует, что мир место уютное, а люди — существа отзывчивые. Если же ребенок не получает должного ухода, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру, к людям, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
2. Раннее детство: автономия—стыд и сомнение (анальная фаза, 2-3 год жизни)

Самостоятельность развивается на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится ходить. Малыши гордятся своими способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен - у него появляется самостоятельность.
3. Возраст игры: инициативность—вина (фаллическая стадия, от 4 лет до поступления в школу)

У детей появляется дополнительная ответственность за себя и за их мир. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно, родители, чрезмерно наказывающие детей.

4. Школьный возраст: трудолюбие—неполноценность (латентный период, от 6 до 12 лет)

Этот период характеризуется возрастающими способностями к логическому мышлению и самодисциплине, способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилам. У детей развивается чувство трудолюбия, , обучаясь в школе. Чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство. Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости.

5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение (12-19лет)

Три элемента идентичности.1. Воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе» (должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим) .2. Значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме 3. Достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы целостности согласуются между собой (восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи). В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Неспособность достичь личной идентичности приводит к кризису идентичности (или ролевое смешение). Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность.

6. Ранняя зрелость: интимность—изоляция(от 20 до 25 лет)

Формальное начало взрослой жизни. Период ухаживания и начала семейной жизни.

Термин «интимность» - сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родственникам. Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексуальную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзьями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо. Главная опасность - излишняя поглощенность собой, избегание межличностных отношений, неспособность устанавливать доверительные личные отношения. Положительное качество при выходе из кризиса— любовь.

7. Средняя зрелость: продуктивность—инертность(от 26 до 64 лет)

Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Положительное качество данной стадии — забота.Те люди, кому не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, эти люди лишь потворствуют своим желаниям, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» —

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние(от 65 лет до смерти

Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: «Я доволен». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.