Здавалка
Главная | Обратная связь

Режимы подкреплений в теории оперантного научения Скинера



Режим подкрепления - правило усанавливающее вероятность с котрой подкрепление будет происходи.

Скинер выделял 4 основных режима подкрепления, с помощью которых можно описать оперантное поведение человека:

· Режим подкрепления с постоянным соотношением

· Режим подкрепления с постоянным интервалом

· Режим подкрепления с вариативным соотношением

· Режим подкрепления с вариативным интервалом

На основе своих многочисленных опытов он сделал следующие выводы:

1. Оперантное поведение формируется научение. (путем проб и ошибок; путем формирования реакций; путем наблюдения.)

2. За формирование оперантного поведения ответственное подкрепление. Подкрепление – действие, которое следует за фрагментом поведения и вызывает вероятность повторения реакции в последующем.

Типы подкрепления:

1. Первичное – объект или события сами по себе обладают подкрепляющими свойствами. (пища, секс).

2. Вторичное – события ли объект обладают подкрепляющими свойствами посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением.

Скиннер подчеркивает важное значение подкрепляющих стимулов в формировании иконтроле поведения человека. Он делит подкрепление на:

1. Позитивное подкрепление – любой стимул, присутствие которого упрочивает поведение, для вызова которого он предназначен. Позитивное подкрепление - это предъявление положительного стимула. Это означает, что отмечается повышение частоты реагирования по сравнению с исходным стимулом (частотой реагирования до какого бы то ни было подкрепления). Учитель хвалит ученика за то, что он задал вопрос, и частота вопросов возрастает. Похвала в этом случае – подкрепление. Однако эту же похвалу нельзя будет назвать подкрепление, если она не повысить количество задаваемых вопросов (некоторые ученики предпочитают не обращать внимания на учителя). Ребенок, закончивший четверть на отлично вознаграждается каким-либо подарком.

2. Негативное подкрепление – любой стимул, устранение которого упрочивает поведение. Негативное подкрепление – это удаление аверсивного стимула. Адаптация индивида к окружающей среде помимо поиска вознаграждения требует уклонения от болезненных, неприятных , отвращающих стимулов. Пещерному человеку приходилось искать пищу (позитивное подкрепление) и прятаться от холода (негативное подкрепление). Пример: страх перед зубным врачом, боязнь ходить туда, человек избегает его – не идет. Уход с солнца в тень. Но всё же главную роль в контроле поведения человека он отводит аверсивным (неприятным, болевым) стимулам.

Скиннер выступает за положительные подкрепляющие факторы, которые способствуют выработке социально адекватного поведения, а не подавлению социально неадекватного поведения через негативное подкрепление. Скиннер был сторонником позитивного подкрепления для устранения нежелательного поведения. В жизни как раз происходит обратное явление. Нежелательное поведение пытаются контролировать аверсивными стимулами – наказанием. Но это средства контроля Скиннер считал неэффективным. Родители наказывают ребенка за курение – в их отсутствии он курит, за плохую учёбу – в их отсутствии он учится ещё хуже. Поведение, за которое наказали, может появляться вновь, если исчезает вероятность быть наказанным. Скиннер весьма скептически относился к наказанию и призывал общество найти более эффективные и гуманные способы контроля поведения

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.