Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании



– глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников; определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов воспитательной работы; своевременно внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного воспитанника.


Индивидуализация наказания– проблема справедливой, адекватной кары за совершенное преступление, ее эффективности для преодоления преступности.

Интервью психотерапевтическое– метод психотерапевтической беседы с целью оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения, установления позитивных личностных отношений, снятия внутриличностных конфликтов.

Клаустрофобия– боязнь закрытых пространств.

Клептомания –спонтанно возникшее непреодолимое стремление совершать кражи без корыстной цели.

Конформизм– социальная ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или другим путем).

Коммуникация– в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.

Конформность– психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера «подчинения» индивида групповому давлению, некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Либидо– одно из основных понятий психоанализа, первоначально обозначавшее сексуальное влечение как всеобщую основу психической энергии, как доминирующий мотив человеческого поведения.

Мазохизм– самоистязание индивида, наслаждение болевыми ощущениями при половых актах.

Мофобия– боязнь острых и режущих предметов.

Маргинальность– крайности социально значимого поведения (бродяжничество, попрошайничество, алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство).

Методология– это учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

Мимика –совокупность движений части лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.д.).


Мировоззрение личности– система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Мотив преступления– личностное самооправдание намеченной преступной цели, личностный смысл поведенческого акта.

Мотив– сознательное побуждение к достижению цели, осознаваемой индивидом как личностная необходимость. Мораль это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в обществе. Мораль это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер.

Мотивы правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов:совершая правонарушение по службе, сотрудник чаще всего руководствуется общественной целью – изобличить и наказать преступника, забывая при этом, что «для достижения цели не все средства хороши»; сотрудником движет неверно понятое чувство долга и интересов службы; мировоззренческие и нравственные убеждения сотрудника становятся для него определяющим фактором, а требования профессии и должности – второстепенными; сотрудником движет стремление максимально использовать свои властные полномочия, власть над людьми.

Направления профилактики профессионально-нравственной деформации: повышение качества подготовки сотрудников для правоохранительных органов; контроль за социальной защитой сотрудников правоохранительных органов, в том числе улучшение условий их труда, быта и отдыха; совершенствование культурно-массовой работы как формы духовного воспитания личности; реализация мер по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах; принципиальная оценка каждого факта нарушения законности и дисциплины со стороны сотрудников правоохранительных органов; жесткое оценивание противоправных действий, связанных с попранием конституционных свобод граждан, особенно с проявлением насилия, жестокости, унижением человеческого достоинства; внедрение системы проверок профессиональных качеств сотрудников всех категорий, установление практики увольнения не прошедших эти проверки работников в аттестационном порядке в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ.

Национальное сознание– одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и


отражающих отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.

Нормы групповые– принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношение людей.

Незофобия– страх заболевания.

Образование– это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Обобщение независимых характеристик– предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей.

Обучение– это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.

Педагогика– это наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.

Поступок– сознательно совершаемое человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Правовое воспитание– это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств.

Принуждение– это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Параноидное поведение– поведение, обусловленное навязчивыми идеями, мнительностью, предвзятостью, недоверием, преувеличенным ожиданием опасности, лишенное объективных оснований, продиктованное ошибочными осуждениями.

Пограничные психические состояния личности– состояния, смежные между нормой и патологией.

Психические аномалии– непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза.

Подростки с девиантным (общественно опасным) поведением– дети, достигшие 11-летнего возраста, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и педагогическом подходе в специальных учреждениях, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образовательную и профессиональную подготовку (дети направляются туда по решению суда).


Принцип(от лат. рrincipio – основа, начало) – это основное, исходное положение, руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы общественной морали дают социальную ориентацию поведения, формируют нравственные требования в наиболее общем виде. Они являются своеобразной программой деятельности, стратегией нравственного поведения.

Принципы общественной морали– это основные нормы или требования, которые предъявляются обществом к поведению людей. Выделяют следующие основные принципы, регламентирующие деятельность сотрудников органов внутренних дел: принцип гуманизма, принцип патриотизма, принцип интернационализма, принцип справедливости и законности.

Патриотизм– чувство любви к Родине, преданность ей. Это сложное социально-нравственное и нравственно-психологическое явление. По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей. По индивидуально- психологическому – он представляет собой чувство и осознание органической связи, сопричастности человека к судьбам Родины, единение его с отечеством.

Принцип интернационализмавыражает признание и закрепление в праве равноправия всех рас и национальностей, права наций на самоопределение. Любые попытки ущемления по национальному признаку должны рассматриваться как неприемлемые, противоречащие принципам государственности. Многочисленные экономические, политические, энергетические, информационные, демографические и иные проблемы приобрели глобальный характер, и пришло время признать, что ни одно государство не может жить в изоляции от других государств. В рамках мирового прогресса приобретает новое значение и общемировой правопорядок, который должен обеспечить безопасность государств и их сотрудничества на основе норм международного права. В деятельности правоохранительных органов принцип интернационализма выражается в сотрудничестве и солидарности правоохранительных служб различных государств в выполнении общих задач.

Принцип законности —основополагающий принцип в деятельности правоохранительных органов. Он заключается в требовании единообразного, строгого и неуклонного соблюдения законов всеми сотрудниками правоохранительных органов. Произвол и беззаконие подрывают нравственные правовые и социальные основы функционирования не только органов правопорядка, но и государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других. Издавна отмечалась тесная связь справедливости с понятием законности: понятие справедливости означает в одно и то же время законное, а


несправедливость — противозаконное отношение к людям. Особое значение принцип справедливости имеет для правоохранительной сферы. Не случайно термин «юстиция» (от лат.justitia) означает справедливость, законность, правосудие. Следовательно, важнейшим условием справедливости для сотрудника является строгое и неуклонное соблюдение законности.

Профессиональная честь- это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Из кодекса чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ: «Помнить старинное русское правило: «Честь - в службе!» Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка». Честь – это отношение к службе, к коллективу, поддерживающим его традициям, а также внешний вид сотрудника.

Право– совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий.

Профессиональная деформацияпредставляет собой изменения и нарушения в структуре личности сотрудника правоохранительных органов, возникающие в результате негативных особенностей выполняемой деятельности. Основные признаки профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов: неадекватный профессиональный стереотип правонарушителя, осужденного, т.е. схематизированный образ, который распространяется обычно подсознательно на каждого из этой категории. При этом показательна отрицательная эмоциональная окраска, преувеличение негативного у этих субъектов; некритичное отношение к специфической «культуре» в среде преступного мира, культивирование отдельных ее элементов; обеднение лексикона в целом, заимствование жаргона преступного мира и употребление его в общении не только с этой категорией лиц, но и с другими людьми (родными, знакомыми); употребление ненормативной лексики в общении; перенос стиля профессионального общения с правонарушителями, осужденными в ситуации общения с другими людьми, когда это совсем не диктуется необходимостью; значительное сужение круга интересов, потребностей, снижение их уровня,

«огрубление» личности в целом.


Причины возникновения и развития профессионально- нравственной деформации: специфика содержания и условий выполнения служебной деятельности; личностные особенности сотрудников правоохранительных органов; личностные особенности преступного мира, специфика их микросреды; особенности коллектива сотрудников службы, учреждения.

Парамнезия– обманы памяти; разделяются на конфабуляции – ложные воспоминания и криптомнезии – искаженные воспоминания; учитываются при оценке показаний и в целях диагностики психических состояний проходящих по делу лиц.

Параноидное поведение– поведение, обусловленное навязчивыми идеями, мнительностью, предвзятостью, недоверием, преувеличенным ожиданием опасности, лишенное объективных оснований, продиктованное ошибочными осуждениями.

Пограничные психические состояния личности– состояния, смежные между нормой и патологией.

Пиромания– импульсивно возникающее патологическое стремление к поджогам.

Психические аномалии– непатологические психические расстройства, не достигшие степени психоза.

Психотропные средства– природные продукты и химические соединения, обладающие избирательным воздействием на психическую деятельность индивида.

Ригидность– заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Различное в морали и праве:

Мораль Право
Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях Нормы носят формально определенный характер и закрепляются в официальных документах
Нормы складываются стихийно Нормы устанавливаются государством
Механизм обеспечения – общественное мнение Механизм обеспечения – властные санкции государства
Предусматривает широкую свободу выбора Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов

Рационализм- методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности,


построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.

Социофобия– страх публичных выступлений.

Суицид– самоубийство, совершаемое человеком в состоянии аффекта, фрустрации, под влиянием психических аномалий

Самостоятельная работа– важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Совместимость –способность людей работать вместе успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Социализация личности– это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества.

Статус– понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стресс– состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Саморегуляция– процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Специфика деятельности личности сотрудника правоохранительных органов, заключается в следующем: сотрудник правоохранительных органов наделен государственной властью и от имени государства охраняет общественный порядок; сотрудник правоохранительных органов применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка (режима) вплоть до применения оружия; культурное, тактичное отношение сотрудников к людям основано не только на внутреннем убеждении, но и подкрепляется нормативными актами. (Конституция Российской Федерации, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Закон о милиции и др.); сотрудники правоохранительных органов чаще других сталкиваются с людьми с деформированными нравственными устоями, а также с людьми,


находящимися в возбужденном состоянии, состоянии потрясения, что нередко служит поводом для конфликтов с окружающими и оказания сопротивления представителям закона. В этих случаях такт, корректность, справедливое отношение к человеку выступает важнейшими и действенными условиями взаимопонимания и доверия к блюстителям порядка.

Структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:деформация морального сознания (индивидуального и группового); деформация служебных отношений; деформация всей профессиональной деятельности.

Скептицизм- 1) моральный - воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность; 2) этический - воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Уровень притязаний личности– стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Фрустрация– тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Фетишизм- в морали это совокупность ложных представлений и стереотипов, выражающихся в придании общественным явлениям такого нравственного значения, которое соответствует их социально- исторической роли. Ф. связан с догматизмом в морали и абсолютизмом в этике. В этической теории элементы фетишизма обнаруживаются в приписывании моральным ценностям естественного происхождения (натурализм), или в их выведении из некоего абсолютного начала, или в придании моральным понятиям самоочевидного характера.

Формализм- 1. Моральная характеристика способа выполнения нравственных требований, выражающихся: а) в чисто внешнем следовании нормам, вызванном либо равнодушием по отношению к объекту или субъекту нормы, либо желанием скрыть подлинные (напр., своекорыстные) мотивы; б) в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением и действительным смыслом своих поступков или не способен их мотивировать. 2. Этический Ф. - методологический принцип, лежащий в основе многих западных этических теорий, в которых формальные моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наиболее характерно в этом отношении кантианство.

Черта личности– устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление.


Честолюбие– стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Эгоцентризм– сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эмпатия– способность человека к сопереживанию и сочуствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Эгоизм- жизненный принцип и моральное качество, характе- ризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Эйфория– состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Этикет– формализованный и установленный предписаниями образец или ритуал поведения.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.