Основные направления в исследовании личности
- ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда Главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия – либидо (от лат. – влечение, желание). Эта энергия направлена, во - первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во – вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. - РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРЕСМОТРА ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ +Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера Каждый из нас ощущает собственную неполноценность. Каждый из нас будет бороться чтобы преодолеть собств. неполноценность. Слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств. +Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии, архитектуре. Смысл жизни каждого человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. - ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ Эго-теория личности Эрика Эриксона Социокультурная теория личности Карен Хорни С позиции Эриксона, именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. - ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Диспозиционная теория личности Гордона Олпорта +Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела +Теория типов личности Ганса Айзенка В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга, подчеркивая существование характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. - НАУЧАЮЩЕ-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера Скиннер утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности - СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандура +Теория социального научения Джулиан Роттер По мнению представителей этого направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал поведение человека, детермированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать самоэффективность, т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Роттер для объяснения поведения человека вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано). Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. - КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Когнитивная теория личности Джорджа Келли Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Главным понятием в этом направлении является «конструкт», которое включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). - ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ +Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу +Феноменологическая теория личности Карла Роджерса Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Цель жизни - реализовать весь свой врожденный потенциал.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|