Здавалка
Главная | Обратная связь

Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу



Абрахам Маслоу (1908-1970) родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Родители его эмигрировали из России. Всех своих степеней он был удостоен в Висконсинском университете, где изучал поведение приматов. В течение четырнадцати лет (1937-1951) он работал на факультете Бруклинского колледжа. В 1951 году Маслоу перешел в университет Брандейса, где он оставался до 1969 года, когда стал постоянным членом Лафлинского фонда в Менло Парк, Калифорния. Он разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века.

Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциональную философию, которая отвергает т.зр. о том, что человек явл-ся рез-том влияния наследственных факторов или окружающей среды, а каждый чел-к сам ответственен за то, кем он становится. Человек сам делает выбор среди предоставляемых возможностей. Человек постоянно находится в процессе становления. Напр. Мужчина из мальчика. Но это не становление биологических потребностей. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Наиболее важным вопросом в гум. психологии является вопророс о мотивации. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности безопасности и защиты (стабильность, порядок);

- потребности принадлежности и любви (семья, дружба, любовь);

- потребности самоуважения (самоуважение, признание);

- потребности самоактуализации, реализация собственных возможностей и способностей.

Пока потребность не удовлетворена, она активирует деят-ть и влияет на неё. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно пока не будут более или менее удовлетворены низшие потребности. Самоактуализация может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все остальные потебности.

Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

Потребности высших уровней Маслоу назвал потребностями роста, а низших – потребностями нужды или дефицитарными. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни и т. д. Высшие потребности генетически более пздние. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания. Высшие потребности субъективно воспринимаются как мене насущные.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.