Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура личности по С. Л. Рубинштейну.

Психология личности.

Ольга Валерьевна.

Тема 1. Проблема личности в психологии.

1. Соотношение понятий: субъект, индивид, личность и индивидуальность.

2. Категория личности в истории психологии.

3. Проблема развития личности.

1) Субъект – тот, кто активен. С.Л. Рубинштейн ввел это понятие.

С. Л. Рубинштейн говорил, что действие, которое мы выполняем, обусловлено внутренне.

А.Н. Леонтьев – внутреннее выражается через внешнее, определяет наше поведение.

Наше сознание определяет нашу деятельность – эта мысль обуславливает оба мнения.

Принцип единства сознания и деятельности. То есть в равной степени идет влияние.

Виды субъектов:

Природный – человек часть природы, представитель человеческого вида, класса млекопитающих. Природное начало относится к субъекту. Мы находимся в поиске удовлетворения биологических потребностей.

Социальный – человек, как член определенного общества. Наделен сознанием, благодаря которому способен отражать мир и в своем роде социальный субъект – это носитель присвоенных норм.

Культурный – человек, который самостоятельно и ответственно опирается на общечеловеческие принципы и способен к осмысленному преобразованию собственных природных свойств.

Субъект и личность.

Субъект = личность – у рубинштейна. То есть в личность входят и социальный и природый и культурный субъекты.

Понятие индивида и личности отделяются (Леонтьев). Леонтьев утверждает, что к личности относят только социального и культурного субъекта, а природный субъект – это индивид.

Индивид – отдельный представитель человеческого вида.

В. Петухов утверждает, что личностью является только культурный субъект. Человечеству присуще, как и многим животным , жить в стае, в обществе. То есть социальный субъект напоминает животных.

Личность – это системное качество индивида, приобретаемое в совместной деятельности и общении. Человек рождается индивидом и становится личностью.

Личность – это характеристика индивида.

Личность – Индивид:

Бывает личность без индивидных характеристик - художественный образ.

Индивид без личностных характеристик – младенец, дети Маугли.

Личностные характеристики можно принять только в обществе.

Я самость – самоопределение.

Я концепция – представление о себе.

У близнецов нет самоопределения - у них есть понятие мы самость. Биологически – 2 человека, а культурно и социально - личность одна.

Структур личности очень много.

Э. Берн – теория личности.

Ребенок, родитель и взрослый – компоненты личности.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну.

1. Блок направленности – все, что направляет деятельность, побуждает к деятельности. (Потребности, цели, стимулы)

2. Индивидуальный типологические способности, темперамент, характер, способности, задатки.

3. Знания, умения, навыки.

Структура личности А.В. Петровского.

1. Интраиндивидная составляющая – внутрииндивидная составляющая. Направленность, знания, умения, навыки, способности индивида.

2. Интериндивидная составляющая – межиндивидная составляющая. Все что касается общения между индивидами, их взаимодействия.

3. Над(мето)индивидная составляющая. Желание передать часть личности другому индивиду. Родители, педагоги.

Индивидуальность присуща и индивиду и личности.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей и единичность.

личность
Человек - Индивид - личность. А индивидуальность пронизывает все эти уровни.

индивидуальность

индивид
человек

 

 


2) Выделяют 3 периода в истории исследования психологии личности.

1. Философско-литературный. 2 в до н.э. -19 вв. от работ древних мыслителей до 19 века.

Темперамент, о нем говорил еще Гиппократ, а ввел термин – Кант. На эту тему думали не только психологи, но и литераторы.

2. Клинический. 19 в. – до 40-х гг. 20 века.

Значительный вклад вносят психотерапевты, психиатры. Ганушкин, Фрейд, Юнг. Выделяются определенные типы, клинические картины, которые характеризуются. Но не было выхода на практику, больных еще не могли лечить.

3. Экспериментальный. 40-е гг. 20 в. – до наших дней.

Новые знания. Ввели эксперимент в психологию. Наблюдение – метод познания человека. Статистическая обработка данных. Теории черт. Появляются типологии, которая отличается от теории черт тем. Что в ней отражается комплекс черт.

3) Проблема личности в психологии.

Критерии сформированности личности (отечественные психологи):

1. Иерархизация мотивов – человек может сейчас отказать себе в удовлетворении своих потребностей ради норм, принятых в обществе. Появляется к шести годам.

2. Самосознание – человек начинает осознавать самого себя. В три года происходят попытки самосознания, когда человек называет местоимение «Я». Это означает, что человек начинает отделять свою личность от окружающего мира. Самосознание относится к подростковому периоду. Мы осознаем свои действия, их результаты. Поэтому и уголовная ответственность с 14 лет.

Механизмы, приводящие к формированию личности:

1. Механизм сдвига мотива на цель. Мотив – то, что побуждает к действию. Цель – то, что мы хотим получить.

2. Идентификация – это уподобление, как правило, не осознанное, себя значимому другому субъекту, как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Это бессознательный механизм.

3. Механизм принятия и освоения социальных ролей.

Этот механизм описывается с помощью понятий социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – это социальное место, которое может занять человек по отношения к другим людям, характеризуется с позиции прав и обязанностей, заняв ее, человек должен играть роль.

Освоение социальной роли:

1. Освоение роли начинается с фазы мечтания. Основной принцип – хорошо там, где нас нет. В мечтах есть идеал, позитив, она нереальна, мы не понимаем, когда мечтаем, в чем заключена суть роли. Поэтому могут возникнуть проблемы в адаптации.

2. После мечты, как только человек входит в роль постепенно происходит срастание с ролью.

Освоение социальных ролей влияет на формирование жизни личности. Приобретаются новые мотивы, происходит соподчинение мотивов, видоизменяется система взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Роль часто порождает изменения в личности.

У каждого человека много ролей. И иногда возникает ролевой конфликт, например, ролевой конфликт работающей женщины.

Процесс развития личности всегда глубоко индивидуален. Это отнюдь не равномерное поступательное движение, в нем есть кризисные периоды и переломные моменты.

Тема 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

1. Биография Фрейда и понятие психоанализа.

2. Уровни душевной жизни человека.

3. Структура личности.

4. Психосексуальные стадии развития.

5. Механизмы психологической защиты.

 

1) Фрейд (1856-1939) назвал свое учение психоанализом по названию метода, разработанного им для лечения и диагностики неврозов. Он возник как концепция объяснения и лечения неврозов. Его положения оказывают большое влияние на развитие мировой психологии и культуры. Впервые в 1896 году Фрейд заговорил о психоанализе, а через год начал следить за собой. 1900 год – вышла его книга сновидений. 1910 год – Фред читает лекции в Америке.

Термин психоанализ имеет три значения:

a. Теория личности и психопатологии

b. Метод терапии личностных расстройств

c. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

В общем смысле психоанализ - это стремление выявить скрытые мотивы действий и мнений, истоки морально-психологических установок личности.

В течение нескольких десятилетий психоанализ был под запретом в СССР.

2) Фрейд считал, что душевная жизнь – последовательный и непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеет свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением и определяются предшествующими событиями.

3 уровня душевной жизни.

· Сознание

· Предсознание

· Подсознание (бессознательное)

 

сознание

предсознание

 


бессознательное

 

Сознание – все восприятие, приходящее извне, изнутри, то, что мы называем ассоциациями и чувствами.

Сознание – форма отражения действительности.

Сознание по Фрейду лишь небольшой островок, омываемый океаном бессознательного. В бессознательном различают предсознательное и собственно бессознательное.

Предсознательное не осознается человеком, но может быть осознанно.

Бессознательное – то, о чем человек не догадывается, но энергично отрицает наличие подобных содержаний в его душе. Те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных различных реакциях или действиях.

Бессознательное и предсознание отделяются от сознания типичной инстанцией, которая называется цензура.

Функции цензуры:

o Вытеснять в область бессознательного неприемлемые и осознанные личностью чувства, мысли, понятия

o Оказывать сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявляться в сознании.

3) Структура личности.


Сверх-Я super ego

 

Я ego

Оно ID

 

ID – «оно» включает в себя примитивные инстинкты, врожденные аспекты личности. Полностью функционирует в бессознательном и связано с первичными потребностями. Нечто темное, биологическое, не подчиняется никаким правилам. На протяжении всей жизни у человека следует принципу удовольствия.

Ego – «я» компонент жизни личности, ответственный за принятие решений. Старается выразить и удовлетворить желания. «Оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Использует когнитивные и перцептивные процессы. (на уровне чувств).

Super ego – «сверх я» дл того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации, формируется вод влиянием супер эго. Фрейд разделил супер эго на 2 подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается по средствам родительских наказаний. Эго-идеал - поощрительный момент, который формируется из того, что значимые люди одобряют или выгодно ценят человека.

4) Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая называется либидо, которая затем проходит в своем развитии через несколько психо-сексуальных стадий, которые протекают в инстинктивных процессах организма.

Стадии:

1. Оральная – большая часть энергии сосредоточена в области рта.

Аффиксация – застревание на одной стадии.

2. От 2-х до 4-х лет внимание сосредоточено на том, чтобы сходить в туалет – анальная. Проявляется интерес к собственным испражнениям. При негативной оценке родителей формируются 2 типа характера: анально-выталкивающий и анально-удерживающий.

3. Физическая стадия (с 3-х лет) – ребенок обращает внимание на наличие или отсутствие пениса. Сексуальность достигает вершины. 2 комплекса: Эдипов (мужской) и Электры (женский) – желание занять место родителей противоположного пола.

4. Латентный период с 6 до 12 лет.

5. Генитальный период – с момента полового созревания. Объединение всех прошлых стадий. При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные с предгенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, а соответствующие им представления изолируются.

 

5) Механизмы психологической защиты.

Защитный механизм – психологические стратегии ,с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.

Защитные механизмы сопряжены с Эго, автоматически бессознательны механизмы психики, обеспечивающие психологическую защиту эго от внешних и(или) внутренних реальных или воображаемых опасностей, отрицательных импульсов, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок (по Фрейду).

a. Вытеснение – подавление подсознательных впечатлений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в бессознательное.

b. Идентификация – в сложных ситуациях идентифицировать себя с тем, кто бы справился.

c. Проекция – приписывание другим своих неприемлемых переживаний (мания преследования)

d. Замещение – направление энергии влечения на безопасный объект.

e. Рационализация – человек стремится дать рациональное объяснение своим поступкам, совершенным под влиянием интенсивных влечений.

f. Реактивное образование.

Стадии:

1. Неприемлемое переживание подавляется.

2. На его месте образуется противоположное чувство

g. Регрессия – возврат к детским ранним формам поведения.

h. Подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его нельзя удовлетворить.

i. Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию диаметрально противоположным поведением.

j. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы.

k. Отрицание – человек совершил поступок и сам отрицает это.

Фрейд защищает механизмы действующие на подсознательном уровне и все люди время от времени прибегают к ним и, когда не удается снизить напряжение с их помощью, возникают неврозы.

Психические подходы

Понятие психического развития как мотивационного, личностного,

Представление о развитии как он адаптации к среде

Представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных

Идея о том, что основные механизмы развития также врожденные, захватывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенным изменениям эта структура в дальнейшем не претерпевает.

Тема 3. Аналитическая психология Карла Гюстава Юнга.

1. Биография Юнга. Определение аналитической психологии

2. Структура психики

3. Классификация личностей

4. Основные отличия аналитической психологии Юнга и психоанализа Фрейда.

1) 1909-1913 сотрудничал с Зигмундом Фрейдом.

Разработал теорию аналитическая психология.

Охватил широкий спектр психологической проблематики.

Аналитическая психология – 1. Одно из психодинамических направлений, основателем которого является Юнг, это направление родственно психоанализу, но имеет существенные отличия. Суть его заключается в осмыслении глубинных сил и мотивации, стоящей за человеческим поведением, по средствам изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

2) Юнг утверждал, что душа состоит из трех отдельных, взаимодействующих структур. Это Эго, Личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Оно служит основой нашего самосознания

Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Материал личного бессознательного уникален для каждого человека и доступен для осознания.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище скрытых следов памяти человечества. Состоит из архетипов.

Группы эмоционально заряженных понятий юнг назвал комплексами. Исследуя комплексы своих пациентов, он обнаружил, что нахождение у пациента всех его личных ассоциаций не приводило к автоматическому выздоровлению. Внутри комплекса содержится ядро. Оно может выйти наружу. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это универсальные модели восприятия. Бог, Мать, Ребенок, Солнце и т.д.

Архетип – архаический феномен, имеет проявления в мифах и фольклоре.

Архетип должен проявляться во всех народах и во все эпохи. Должен восприниматься доосознанно.

Архетип имеет позитивный и негативный аспект. Обладает сильным влиянием на эмоции человека.

Архетипы обладают собственной инициативой. Их порождают мысли, чувства.

Основными архетипами индивидуального бессознательного юнг считал:

Эго – центральный элемент личного сознания, собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое.

Персона – это та часть личности, которую мы показываем миру, какимы мы хотим быть в глазах других людей. Если он доминирует, то он может подавать личность человека, но он и защищает личность. Это маска.

Тень является центром личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержание – то, что отрицается человеком, что несовместимо с его персоной. Гитлер, Сатана.

Анима (муж)и Анимус (жен) – те части души, которые отражают представления о противоположном поле. На и развитие оказывают родители. Влияют на поведение, творчество, выбор партнера. Мужчина, Женщина, Дева Мария.

Архетип самости центр всей личности, порядка и целостности личности. Он не противопоставляет две сферы души – сознание и бессознательное, а соединяет их вместе. Круг.

 

Сознание

Персона

Эго

Тень

Анима

Самость

бессознательное

Архетипы по юнгу составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и проявляют себя в философии, социологии, политике и др. видах деятельности.

3) В качестве исходного признака для классификации он принял определенную направленность распространения психической энергии или либидо.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию во внешний мир. Проявляет себя в отношениях. Лучше всего ему среди людей, делается беспокойным от одиночества. Слабая связь с внешним миром. Интраверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться во внутрь, то есть в себя. Лучше всего ему в одиночестве или с близкими людьми. У них обоих есть недостатки, но каждый стремится недооценивать другого.

Любой человек несет в себе и экстра и интра, но иногда какая-то доминирует.

В дополнение Юнг выделил 4 функциональных типа:

1. мышление

2. чувства

3. ощущения

4. интуиция

К рациональным относятся такие типы, которые характеризуются разумным суждением – мышление и чувства. Общим признаком является подчиненность разуму. Но они взаимоисключающи.

Иррациональные – ощущения и интуиция. Они основываются на восприятии. Воспринимают мир безоценочно.

В каждом человеке доминирует 1 функция.

1. Экстравертные рациональные типы – экстравертное мышление, экстравертное чувство. Подчинены разумному, почти не зависят от бессознательного.

a) Мыслительный тип – мышление ориентируется по объективным данным. Анализирует все представленные варианты и выбирает свой. Девиз – никаких исключений. Подавляет все, что идет из него. Мышление ведет к новым фактам, прогрессивное.

b) Чувствующий тип – функция чувства постигает мир, оценивая явления с точки зрения того, принято оно или не принято, приемлемо или нет. Функция ориентирована на внешние данные.

· Позитивное – (театр, церковь и т.д.)

· Негативное (фанатики)

2. Экстравертные иррациональные типы. Они функционируют на основе своего опыта.

a) Ощущающий тип. Те объекты. Которые вызывают наиболее сильные ощущения являются решающими. Человек накапливает опыт, но не использует его. Самые фанатичные люди.

b) Интуитивный тип. Интуиция представляет собой активный творческий процесс, который с такой же степенью на объект с какой объект влияет на интуицию. Интуитивный тип описывает полноту событий по внутреннему ощущению. Направлен на будущее. Стоят во главнее начинаний, но не доводят до конца дела.

3. Интровертный рациональный тип. Опирается на суб. Данные

a) Мыслительный тип. Ориентируется на субъективный фактор. Такой тип под влиянием идей, которые выходят извне. Молчалив. Данный тип проявляется чаще у мужчин.

b) Чувствующий тип. Чувство определено субъективным фактором. Чаще среди женщин. Молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Истинные мотивы скрыты внутри.

4. Интровертный иррациональный тип. Сложны для анализа. Проявляются только внутренне. Их достижения не имеют общественной значимости.

a) Ощущающий тип – ощущения имею субъективный характер. Часто у художников. Человек этого типа передает образ ,который на воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ними.

b) Интуитивный тип – направлена на внутренние объекты, которые представлены в виде субъективных образов. Мистика мечтателя и фантазера.

 

Нужно владеть всеми четырьмя функциями, чтобы давать адекватный ответ на любые жизненные ситуации. Но это почти невозможно. Чаще доминируют 2.

 

Есть вопросник для определении.

4. Фрейд – либидо – сексуальная сфера.

Юнг – либидо – жизненная энергия вообще.

Юнг отвергал Фрейдовское понимание эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворить.

Направленность сил, определяющих личность человека.

Фрейд – человек производное от детства.

Юнг – человек не только производное от детства, но и его планы на будущее. Формирование личности не завершается к 5 годам.

Юнг проник в бессознательное глубже, чем в Фрейд, выделив коллективные бессознательное.

 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
1. Биографические данные и определение понятия индивидуальная психология.

2. Ключевые концепции и принципы индивидуальной концепции Альфреда Адлера.

1) 1870-1937 – годы жизни Альфреда Адлера.

Создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем создания индивидуальной теории личности.

В 1902 году Адлер примкнул к кружку Фрейда. Из основополагающих трудов: Смысл жизни, Образ жизни, Постижение человеческой природы.

Адлера часто представляют как ученика Фрейда. На самом деле он был коллегой Фрейда, нельзя воспринимать его как неофрейдиста. Адлер никогда не подвергался самоанализу.

Характер человека складывается из его жизненного пути. Представление о том. что человек является едиными и самосогласующимся организмом – является главной предпосылкой адлеровской психологии. Своей теории он дал название индивидуальная психология.

В отличие от Фрейда он сформулировал очень экономичную теорию личности.

2) 1-я концепция.

Чувство неполноценности и конфискация.

Адлер предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. У каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал от рождения. Люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Если усилия, приложенные для достижения компенсации не приводят к желаемому результату, то вызывается чувство собственной неполноценности.

2-я концепция.

Комплекс неполноценности и его истощение.

Адлер предполагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Когда ощущение неполноценности становится чрезмерным, появляется комплекс неполноценности, а это – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

3 вида страданий в детстве, которые способствуют развитию комплекса:

- неполноценность органов

- чрезмерная опека

- отвержение со стороны родителей

3-я концепция.

Стремление к превосходству.

Это тенденция преувеличивать свои физические, социальные и интеллектуальные способности.

Идея маскулинного протеста.

Маскулинный протест – форма гиперкомпенсации, которую оба пола испытывают в попытке вытеснить чувство неполноценности.

В рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было 3 различных этапа:

1. Быть агрессивным

2. Быть могущественным

3. Быть недосягаемым

Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Адлер рассматривает стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории, стремление к превосходству – врожденное, но это чувство надо воспитывать и развивать.

Процесс начинается на 5-м году жизни, когда оформляется человеческая цель жизни.

Адлер рассматривал стремление к превосходству как единый фундаментальный мотив, он установил, что великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально, то есть является общим для всех. Превосходство можно понимать как негативно, так и позитивно. Стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими затратами, стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества.

4-я концепция.

Стиль жизни.

Включается уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленный на преодоление неполноценности.

Стиль жизни укрепляется в возрасте 4-5 лет.

Типы личности – установки, связанные со стилями жизни.

Глобальные проблемы, с которыми сталкивается человек: работа, дружба, любовь. Они взаимосвязаны.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям. Это основной критерий психологической зрелости.

Типы личности:

1) Управляющий - активны не в социальном плане (юные правонарушители, наркоманы)

2) Берущий – нет социального интереса. Главное – получить от других людей как можно больше.

3) Избегающий – цель – избегание всех проблем.

4) Социально-полезный – воплощение зрелости в жизни: и высокий уровень социального интереса, и активности.

5-я концепция:

Социальный интерес.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными, но он требует, чтобы его развивали, он воспитуем и дает результаты благодаря тренировкам.

Мать имеет задачу – воспитывать в ребенке чувство сотрудничества.

Наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей.

6-я концепция.

Является самым главным составляющим адлеровской теории.

Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.

Творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми.

Люди – хозяева собственной жизни.

7-я концепция.

Порядок рождения.

Это основная детерминанта установок. Порядок рождения имеет решающее значение (позиция рождения).

1-я позиция:

1) Первенец

2) Единственный ребенок – центр жизни всей семьи, из этого следуют эгоизм, зависимость.

3) Второй ребенок (средний) – постоянное стремление доказать, что он лучше первого.

4) Третий ребенок (младший) – баловень в семье, но отсутствует чувство независимости, зато высока мотивация превосходства.

8-я позиция.

Фикционный финализм.

Идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно не проверить, не подтвердить. Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью.

 

Теория личности К. Хорни (жен).

1885 – 1952

Основала американский институт психоанализа и возглавила его.

Книги: «Невротическая личность», «Внутренние конфликты».

Основные постулаты Хорни:

a) Женщины не завидуют мужскому органу.

b) Есть социокультурные влияния.

c) 1. Мужчина почитает женщину как мать.

2. восхищение женщиной – мужчины завидуют женщине, как матери (по Фрейду, женщины завидуют мужчинам из-за мужского органа).

3. часто отношения мужчины к женщине ассоциируются со страхом смерти: кто спасобен дать жизнь, тот способен ее и отобрать.

4. мужчины испытывают страх перед женщиной, как сексуальным существом.

d) Оспаривает позицию равенства полов.

e) Враждебность полов проявляется в женщине. Компенсация этих переживаний – мужские манеры.

Причины неудачи в браке:

a. Недоверие полов.

b. Неудачный выбор партнера.

c. Предъявление заранее невыполнимых требований.

Как разрешить противоречия брака:

· Через разговор

· Через открытый брак

· Через последовательное налаживание отношений

Невроз в современной психологии – группа пограничных функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических, клинических феноменах.

Неврозы по К. Хорни.

В детстве возможно появление базальной тревоги (базовой). Истоки ее:

1) Ощущения небезопасности, если родители не удовлетворяют потребностей ребенка. Это приводит к враждебности.

2) Ханжество. Если мама играет роль хорошей мамы. Неискренняя любовь.

3) Противоречия культур – конфликт систем ценностей.

Базальная тревога – интенсивное всепроникающее чувство отсутствия безопасности. На ее основе у человека развивается невроз.

Невроз по Хорни – индивидуальный способ приспособления к культуре.

Стратегии компенсации базальной тревоги.

Невротические потребности:

o Потребность в любви и одобрении. Проявляется как в поведении невротиков – ненасытное стремление быть любимым.

o Потребность в руководящем партнере – появляется в чрезмерной зависимости от других. Люди, которые боятся получить отказ.

o Потребность в четких ограничениях – стиль жизни, где все четко по расписанию. Это приводит к жестким ограничениям.

o Потребность во власти – доминирование, стремление к власти. Презирает слабость.

o Потребность в эксплуатировании других. Люди боятся быть зависимыми.

o Потребность в общественном признании - зависит от статуса (восхищение других).

o Восхищение собой – потребность в лести, комплиментах.

o Потребность в честолюбии – страх неудачи.

o Потребность в самодостаточности – человек избегает близких, любовных отношений, от всех дистанцируется.

o В безупречности и неопровержимости попытки сделать общество идеальным.

Невротическая любовь – в разной степени осознаваемая и преувеличенная потребность в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, преувеличенная чувствительность к фрустрации этих потребностей.

Особенность – предъявляются требования к другому человеку – ты обязан меня любить.

ü Любви всегда мало.

ü Невротик не способен дарить любовь.

ü Непомерный страх отвержения.

Невроз – конфликт, противоречие. Хорни ищет, есть ли базовый конфликт. По Фрейду, она считает, конфликт между эго и либидо не первичный. По Юнгу конфликт между сознанием и бессознательным решить можно. Но это тоже не базовый конфликт.

Хорни видит базовый конфликт – конфликт фундаментально противоречащих друг другу аттитюды (установок), который человек сформировал в отношении других людей.

3 аттитюда (стратегии поведения).

v Движение к людям

v Против людей

v От людей

Здоровому человеку свойственны в равной степени все аттитюды. У невротиков преобладает одна.

Содержание аттитюдов:

1. личности, которые стремятся раствориться в других людях, максимально общаться с ними. Они стремятся угождать всем окружающим – в этом проблема. Человек теряет себя в многообразии ожиданий окружающих людей. Не берет на себя вину. Любая форма агрессивности исключена. Могут быть аттитюды по отношению к себе: 1) я слаб и беспомощен; 2) само собой разумеется, что каждый человек превосходит меня, ощущения неуверенности; 3) склонность оценивать себя с позиции других людей. Как меня оценивают, таким я и являюсь.

2. жизнь – это арена, борьба против всех. Прибегают к силовым воздействиям, манипулированию. Конкретная форма манипуляции зависит от природы человека. Никогда этот человек не сделает ничего хорошего окружающим, если ему это не нужно. Он не способен искренне любить.

3. обострение. У этих личностей не развита стратегия жизни. Нет навыком построения взаимоотношений с людьми. К собственной персоне проявляется интерес, как к картине. Эмоциональную дистанцию устанавливают между собой и другими. Характер – Робинзон Крузо. Все делать для того, чтобы выжить.

Природа невротиков зависит от его способностей. Невротик не может искренне любить не только людей, но и работу, которую он делает.

Невротики проявляют к себе глубочайший интерес. Устанавливают рациональную дистанцию.

 

Основные идеи Эрика Эринсона.

Его направление называется эго-психология. Эпигенетический принцип: в жизни человека разворачивается генетическая программа.

1) личность развивается ступенчато. Переход от одной ступени к другой предрешен готовностью двигаться в сторону дальнейшего роста.

2) общество пытается способствовать сохранению этой тенденции.

Эриксон выделяет 8 стадий (кризисов развития), причем первые 5 стадий сходны со стадиями сексуального развития.

1. Младенчество (орально-сенсорная) – от рождения до года. Сенсорная энергия концентрируется в области рта. Удовлетворение в сенсорной потребности малыша родителями приводит к тому, что ребенок начинает доверять миру.

2. раннее детство (мышечно-анальная) – от года до 3-х лет. У ребенка развивается чувство стыда.

3. Возраст игры (лонамоторно-генитальная) от 3-х до 6 лет. Мальчики узнают, что они мальчики, а девочки являются девочками. Дети радуются всему. Завышенная оценка, но не высокая, способствует дополнительному стимулу к познанию.

4. Школьный возраст (латентная стадия) от 6 до 12 лет. Сенсорная энергия нигде не локализована. Человек создает предметы культуры. Занимается спортом, Ребенку должно быть чуть-чуть сложно, чтобы пробуждать способности к труду.

5. Юность с 12 до 19 лет – очень сложный период, переходный. Конфликт – то, что нужно в подростковом периоде проявляет характер. Появляется конфликт в учебном процессе. Формируется эгоидентичность – человек начинает понимать себя и выделять себя в мире. Включая все сферы жизнедеятельности. Это в нормальном развитии. В аномальном развитии – ролевое слияние. Эгоидентичность – внутренняя согласованность, внутреннее тождество, которое должны почувствовать значимые для меня люди.

6. Ранняя зрелость – от 20 до 25 лет. Это период ухаживания, раннего брака, ранней семейной жизни. Интимность – близкие отношения, то есть доверие к близкому человеку. Главная опасность – в излишнем поглощении себя – изоляция – самопоглащенность – человек любуется собой и считает других недостойными своего внимания. Интимность – любовь в истинном виде.

7. Средняя зрелость – от 26 до 64 лет. Нормальное развитие. Человек самореализуется. Если человек удовлетворен своей жизнью, то все идет хорошо. Удовлетворенность должна быть во всех сферах. Аномальная линия развития – смертность. Проявляется на физиологическом уровне. Инертность – нездоровье.

8. Поздняя зрелость – от 65 до смерти. Интеграция – человеком интегрируется весь пройденный путь. Человек, если они не удовлетворен своей жизнью, от близок к состоянию паники и отчаяния, чувствует страх смерти. При эгоинтеграции человеку свойственна мудрость. Мы начинаем в детях видеть продолжение себя.

Бихевиоральное направление в психологии

1. Бихевиоризм Дж. Уотсона.

2. Поведение как малярный феномен Э.

3. Научающее бихевиористкое направление Б.

 

1) Дж. Уотсон – американец. Бихевиоризм – наука о поведении. Все, что касается индивида, глубокого содержания, бихевиористов не интересует.

Стимул – реакция.

Основная задача бихевиоризма – описать все возможные варианты поведения у человека на протяжении всей жизни.

Образование условных реакций. Категория безусловных реакций (врожденные рефлексы). Есть пластическое взаимодействие этих реакций.

2) Поведение как малярный феномен. Толмэн.

Ментализм против бихевиоризма. Менталист - тот, кто признает, что п.. является потоком внутренних событий, а бихевиоризм считает, что в поведении нет ничего внутреннего.

Различия взглядов Толмэна и Уотсона.

Уотсон описывал молекулярное (мелкое, дробное) поведение. С точки зрения Толмэна бихевиористы должны говорить о молярном поведении (более сложным будет не стимул, а ситуация и тогда будет набор реакций).

Толмэн описывал свойства поведения как феномена малярного:

ü Поведение характеризуется направленностью на цель или исходностью из целевой ситуации. Поведение имеет цель.

ü Поведение, направленное на цель, характеризуется еще и связью с объектами и вещами, которые использовались в качестве средств достижения цели.

ü Выбор самого короткого пути.

Целевые и когнитивные детерминанты.

Цель свойственна не человеку, а поведению. Поведение имеет познавательный характер.

3) Организм как целое:

Б. Скиннер: 2 типа поведения.

- ответное – дает реакцию.

- операктное – поведение, которое предвосхищает результат, обусловлено тем, что будет.

По Скиннеру, события, которые происходят в среде, должны трактоваться как независимая переменная, а само поведение как зависимая переменная.

НП – ЗП

Научение операктное определяется вероятностью, то есть мы нечто принимаем в качестве позитива и негатива.

Основные процессы операктного научения:

- подкрепление:

o Естественные награды (еда)

o Вторичная или условная награда (деньги, похвала)

Положительные стимулы могут быть позитивными (увеличение поведения из-за своего появления) и негативного (увеличение поведения при исчезновении).

Наказание – отрицательное подкрепление.

Нейтральное подкрепление существует только в теории, не стимулируют человека на практике.

Скиннер против включения в жизнь человека отрицает подкрепления, так как есть побочные эффекты:

· Наказание снижает вероятность такого поведения, но не устраняет его

· Наказание вызывает эмоциональную предрасположенность

· Любое поведение уменьшается или сводится на нет применением наказания, если оно будет подкреплено (ложь).

· Наказание не иллюстрирует желаемое поведение, оно просто привлекает внимание к нежелательной ответной реакции.

Разновидности подкрепления (схема):

В реальной жизни мы постоянно всречаемся с подкреплением. Есть нерегулярные или эпизодические подкрепления (подкрепление с угасанием). Постоянное подкрепление может привести к перенасыщению. Есть подкрепления с определенной интенсивностью (зарплата). Подкрепление с определенным соотношением (каждая ответная реакция, ведущая к конечной ответной реакции, которая подкреплена, является стимулом для следующей ответной реакции).

Изменяемый интервал подкрепления.

Подкрепление с изменением соотношения.

Индивидуальное обучение:

§ Уделять особое внимание позитивному подкреплению для увеличения частоты проявления нужного поведения.

§ Позитивное подкрепление должно обеспечиваться не только последовательностью, но и систематичностью.

§ Взрослые должны четко установить, за что хвалить, и что игнорировать.

§ Когда нельзя четко определить, из чего произошло конечное желательное поведение, можно добиться желаемого поведения, можно добиться желаемого результата, который будет похож на желаемый.

§ Определите стимулы, которые могут контролировать появление критических моделей поведения.

§ Чтобы быть уверенными в том, что позитивное подкрепление может появляться, разнообразные типы подкрепляющих факторов.

§ Желателен переход от схемы постоянное подкрепление к схеме эпизодическое подкрепление.

§ При правильном применении наказание может дать немедленный эффект.

Эрих Фромм. (1900-1980)

Опирался на учения Фрейда и Марка.

Фромм имел мед. Образование.

Изучал социологию, философию, психологию.

1922 – доктор философских наук.

Позже уезжает в США. Издает книгу «Бегство от свободы».

Основы теории Фромма.

Он анализирует жизнь человека в истории считает, что неотъемлемые черты человека 20 века – одиночество, изоляция, отчужденность.

В то же время считал, что не для каждого исторического периода харетерно агрессивное проявление инидивидуальности.

Люди боролись за достижение личной свободы.

Главный конфликт личности в пропасти м

Дихотомия жизни и смерти – противоречие между жизнью и смертью. Тело человека хочет жить, а сознание понимает, что скоро перестанет существовать. Наличие разума нам помогает, а иногда мешает.

Ответом на эту дихотомию по фрому могут стать либо созидательности либо разрушению. Созидание – создание необходимых материальных и духовных ценностей. Разрушение – уничтожение жизни. Этим мы преодолеваем свое существование.

Фромм выделяет механизмы бегства. Люди преодолевают одиночество тем, что бегут от свободы и пытаются преодолеть свою индивидуальность.

Способы бегства:

Авторитаризм – тенденция соединить себя с кем-то или чем-то внешним. (две формы авторитаризма: садизм, мазохизм).

Деструктивность – человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Есть положительные формы – долг, патриотизм, любовь.

Комфортность – абсолютное подчинение. Человек превращается в такой тип личности, который выгоден системе.

Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом единения в обществом. Это путь позитивной свободы. Достижение ее требует от людей спонтанной активности в жизни – труда, любви.

В природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности – это потребности, которые нне имеют ничего общего с социальными потребностями и с инстинктами (они агрессивны)

5 основных экзистенциальных потребностей человека:

1. Потребность в установлении связи. Всем людям необходимо о ком-нибудь заботиться. Любовь должна быть продуктивной.

2. Потребность в преодолении. Преодоление заключается в отказе от пассивности.

3. Потребность в корнях. Ощущение дома, забота о потомстве.

4. Потребность в идентичности. Идентичность позволяет нам ощущать собственную непохожесть от других.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Должен быть объект преданности, которого человек любит.

Социальные типы характера по Фрому.

1) Рецептивный тип – убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их 3самих. Готовы быть любимыми, но любить не могут, пассивны.

2) Эксплуатирующий тип – берут все, что им нужно любыми способами. Не способны к творчеству, а способны к плагиату.

3) Накапливающий тип собирают больше власти, денег, любви и оберегают это.

4) Рыночный тип исходит из утверждения, что личность – это товар и с нею можно делать все, что делать с товаром.

5) Продуктивный характер – положительный, независимый, честный, спокойный, любящий, творческий, совершающий социально полезные поступки.

 

Трансактный анализ Э. Берна.

Структура личности:

У каждого человека есть три составляющих: родитель, взрослый и дитя.

Функции родителя заключаются в сохранении энергии, сил. Это сверх-я по Фрейду.

Взрослый - это состояние необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию, анализирует. Контролирует действия родителя и детя, если эта составляющая развита достаточно сильно.

Дитя – интуиция, спонтанное поведение.

Нормально, когда все составляющие развиты одновременно.

Есть 2 вида взаимодействия:

1. Параллельные трансакты. Длятся долго

Р-Р (сплетни)

В-В говорят о ценности бытия

Д-Д

Р-Д (семейные отношения). Один берет ответственность на другого.

2. Перекрестные трансакты.

Структурные единицы:

Информационный голод. Недоедание, насыщение, с причудами в еде, аскет – все это можно перенести в коммуникационную составляющую.

Основная единица общения по Берну – поглаживание.

Вторая единицы - Ритуал – сколько традиционно поглаживаний люди отдают друг другу. Мы готовы на определенное количество.

Формальные ритуалы – католическая литургия, например.

Время препровождения – мы осуществляем социальный отбор, когда нет стандартного обмена поглаживаний.

Ритуалы под контролем родителя.

По Берну наиболее важный механизм – игры. В жизни мы обязательно играем в какую-то игру. Есть определенная структура игры.

Тезис, цель игры, иллюстрации, коды, приз и т.д.

Примеры игр:

Игра в алкоголика.

Тезис – ну, и гадом же я был, посмотрим, сможете ли вы меня остановить.

Выпивка как процедура, алкоголик играет в самобичевание.

Игра «Должник».

Игра «Бейте меня».

Супружеские игры.

«Тупик». Состоит в изворотливом отказе играть в какую-то другую игру. Иногда в тупик загоняют ребенка.

«Загнанная домохозяйка» женщины, перегружающие себя домашними делами, отказывается от нее и игра превращается в игру «Если бы не ты…».

«Фригидная женщина»

 

Эрик Эринсон.

Эго-психология. Эпигенетический принцип – мы рождены с определенным количеством генов, в начале жизни они еще пробуждаются. Личность развивается ступенчато. Общество способствует этому развитию.

8 стадий кризисов развития.

1. Младенчество.

Разделял качественные характеристики и количественные характеристики (мы отличаемся по выраженности).

Существуют три вида характера:

o Нормальные. Их очень мало.

 

o Акцентуация – выражение отдельных черт характеров в пределах нормы.

 

Акцентуации могут быть скрытыми и явными.

Существуют 3 критерия нормы: тотальность проявления (человек ведет себя одинаково с разными людьми), малая обратимость, нарушение адаптации.

o Психопатические – аномальные личности, характеризующиеся дисгармоничностью их склада.

Причины:

a) Психопатия врожденная (могут быть психопатами дети, которые во время вынашивания подвергались стрессам, то есть насильно нервничали и переживали сильные потрясения)

b) Психопатия может быть приобретенной

Типы психопатии:

1) Циклоиды

a) Конституционально-возбужденные – преобладают хорошие настроения, богатство мысли, умения себя позиционировать, но отличаются неустойчивостью интересов (общительность может перейти в болтливость). В работе не хватает выдержки. Критика воспринимается болезненно, они уходят от нее. Плохо учатся в школе, часто пропускают. Это связано с неустойчивостью. Легко выходят из повиновения, ими трудно управлять. Часто становятся зависимыми (алкоголизм, наркомания). Им присуща гибкость мышления. Некоторые любят спорить, но не стремятся найти истину. Они спорят ради спора.

b) Конституционально-депрессивный тип. Это неуверенные в себе люди. Начинают расцветать, если их окружить заботой. Даже когда все хорошо, они знают, что потом будет плохо. У них проблемы с пищеварением. В детстве боязливы, плаксивы, задумчивы, склонны к суициду.

c) Циклотики – их настроения разбиваются на циклы (может быть по сезонам). Изменчиво давление.

d) Эмотивно-кабильные – смена настроений по циклам, только происходящая гораздо чаще (несколько раз в день, в лучшем случае – раз в день). Кажется, что они люди поверхностные, но они способны к глубоким чувствам.

2) Астеники – раздражительны, истощаемы, слабы. Робкие, подозрительные, встают усталые.

Разновидность – неврастеники (раздражительны в 2-х вариантах)

v Не могут работать, потому что уделяют чрезмерное внимание своему здоровью.

v Не могут не работать (но продуктивность их низкая).

3) Шизоиды (аутическая оторванность от внешнего, реального мира). Учтивость в движениях, манерность, вычурность. Явное несоответствие мимики, жестов, интонации и содержания слов. Отличаются специфическим мышлением. Обычно, эгоцентричны, поступки их порой нелепы, преобладает любовь к себе. Эмоционально оторваны от реальных событий. Считают, что они не могут сопереживать.

Разновидность – мечтатели. От астеников – чувствительность, от шизоидов – отрешенность от действий.

4) Параноики. Склонность к образованию сверхценных идей. Опасны своей волей.

5) Эпилептоиды. Крайне раздражительны, преобладают негативные эмоции. Придирчивы к окружающим людям. В семье обычно тиран. Если он зависит от кого-то, то он может льстить и делать все для своей выгоды, но ровно до тех пор, пока он своего не добьется. Часто бывают зависимы от алкоголя, наркотиков и т.д.

6) Истерики. Стремятся быть в центре внимания. Время от времени меняют окружение, так как старое начинает понимать его суть. Разновидность – патологические лгуны.

7) Неустойчивые психонаты – без принципов, без стержня. Будут положительными, только если у них есть авторитет. Ленивые, слабовольные, несамостоятельные.

8) Антисоциальные психопаты – люди с нравственным помешательством – так их назвали сначала. Эмоционально тупые, не реагируют ни на какое подкрепление (ни на кнут, ни на пряник). Основное чувство – гнев, агрессия.

9) Конституционально-глупые (врожденно-ограниченные). Абстрактное мышление отсутствует. Только навыки ухода за собой, ориентируются в быту. Внушаемость высокая, они зависят от окружающего мира.

 

Гештальтпсихология

1. Зарождение гештальтпсихологии. Оснвные идеи М. Вертгейшера, В. Келлера и К. Кофки.

Понятие гештальт введено Х. Эренфелса в 1990 г. Мы воспринимаем не отдельные свойства предметов, а их как некую целостность.

История гештальтпсихологии на чалась с М. Вертгейшера. Он предъявлял испытующим горизонтальную и вертикальную линии, людям казалось, что объект передвигается, видели угол, который реально не существовал. Ученый предположил, что то, что мы видим, отражается в сознании.

Берлинская школа Г. Ги. Понятие … качества как целостного переживания, пронизанного чувством.

Кейлер говорил, что гештальтами пронизан весь мир. В мозге есть электромагнитные моля. Принцип изоморфизма рассматривался как выражение структурного единства мира. Эксперименты проводил на курицах.

Келлер выводит 1 из важных принципов.

Принцип транспозиции – животным и человекам свойственна реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Проблема целостности и цельного подхода ключевая в гештальтпсихологии.

Вывод первоначальной целостности. Две точки кажутся сгруппированными. 4 линии тоже сгруппированы.

Факторы объединения элементов в целостную структуру. Близость элементов, сходство элементов, замкнутость (соприкосновение предметов), симметричность.

Законы восприятия.

1. закон фигуры и фона. Рубен открыл в 1917 году. Во всем наборе элементов мы выбираем определенные образы – это фигуры, все остальное – фон. Ваза и профиль.

2. Закон прегнантности. Суть его в том, что выражается тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности. Мы воспринимаем как целое – хорошую фигуру, красивую фигуру, гармоничную.

3. закон дополнения до целого – амплификация. Три точки дополняются до целого треугольника.

Иллюзии искажения восприятия.

Восприятие – ведущий психический процесс, основные формы восприятия развиваются последовательно.

Когда рождается ребенок, у него уже есть образ человека, но не полный.

4. Курт Кофка выводит еще один закон – трансдукция. Дети воспринимают не сами цвета, а их соотношение.

Фолькель уделял внимание детским рисункам. Конус у них выражался в треугольник и круг.

Особенность восприятие – структурирование поля, а это означает выделение целостности.

Гештальт – нечто целостное.

Инсайд – мгновенное, независимое от опыта, переструктурирование гештальта.

Максвел Геймер подчеркивает, что в мышлении есть несколько фаз:

Постановка задачи на основе условий.

Группировка, структурирование.

Инсайд

Нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой

 

Теория поля Курта Левина.

Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из который имеет определенный заряд или валентность. Для каждого человека эта валентность имеет свой знак.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности. Потребность – это некое стремление, тенденция осуществить какую-то цель.

Два вида потребностей - биологические и социальные (квазипотребности).

Жизненное пространство – единство личности и среды - обладает свойствами: уровень реальности и временная перспектива.

Поленезависимые – те, люди, которые могут стать над полем.

Полезависимы – чаще всего дети – что видит, тому и радуются.

Целенаправленное поведение.

Порой, человеку важнее достижение цели, неважно какими способами.

Левин заявляет, что у нас есть иерархия потребностей. При этом ряд потребностей может быть связан между собой и обмениваться положительной энергией.

Большее значение имеет система воспитательных приемов, которая может строиться на основе наказаний и поощрений.

Личность входит в конфликт, когда она находится между двух положительных объектов, между двух отрицательных, и когда объект содержит в себе положительную и отрицательную валентность.

Ребенок не хочет делать, Родитель наказывает его за это. Отрицательная и отрицательная валентность.

Ребенок не хочет делать. Родитель сулит ему пряник после деятельности. Ребенок переступает через препятствие, развивает волю и временную перспективу.

Завершенный гештальт – создание целостности, человек всегда стремится к целостности.

Теория поля. Психологическое поле человека имеет границы, в которой есть объекты с валентностью. У поля есть сила с направлением, величиной и точкой приложения.

Решение происходит благодаря переструктурированию.

О взрослых:

Супружеские конфликты.

Характеристики супружеской группы:

Маленькие размеры, отношения между членами группы очень тесные, личности приходится допускать другого в свою частную, затронуты центральные области личности.

Потребности. В браке мы ожидаем от партера каких-то действий и партнер ждет от нас удовлетворения его потребностей. Это касается и сексуальных и потребностей в безопасности. Если потребности не удовлетворяются, то может возникнуть конфликт.

Пространство свободного движения. Достаточное пространство – необходимое условие для развития группы. Тесная взаимосвязь в малой группе предполагает много всего общего (дом, друзья, работа).

Любовь простирается на все пространство супруга.

Значение супружества в жизненном пространстве личности. Оно может быть положительным, перспективным, а может быть отрицательным, восприниматься как помеха.

Домашняя жизнь и активность вне дома – сколько часов в день вы посвящаете домашним делам.

Люди по-разному оценивают супружество. Для одного из супругов брак – это промежуточная стадия, поход для цели, самоцель, рождение детей.

Пересекающаяся группа. Муж и жена могут находиться в разных группах (профессия, идеология). И не нужно забывать, что муж и жена пришли из разных семей.

Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в семье выше, а в родительской семье – меньше.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.