Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие познавательной деятельности, когнитивное развитие детей

(Ж. Пиаже, 1969)

Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.

1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) – от рождения до 2 лет.

2. Дооператорный – от 2 до 7 лет.

3. Период конкретного мышления – от 7 до 11 лет.

4. Период формально-логического абстрактного мышления – от 11 до 18 лет и далее.

I. Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

1) Стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хватает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта, реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный «упражняет» все имеющиеся у него навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.

2) Стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении ребенка:

– начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности координировать действия руки и рта;

– у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начинает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко: а другие – нет. Теперь, когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;

– ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука. Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение, умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из поля зрения объект для ребенка перестает существовать.

3) Стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш выполняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выстраиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые представления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они существуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть место появления объекта, если его перемещение скрыто.

4) Стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок координирует две старые схемы, стремится добиться желаемого результата. Теперь это уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события, искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.

5) Стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.

6)стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зависит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигательной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него символического мышления – способности по запечатленным в памяти малыша символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать практические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, ноотходят на задний план, являясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

II. Дооперациональный период – от 2 до 7 лет. В это время у ребенка появляются символические функции; язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением

Мышление в данный период характеризуется:

– необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений;

– эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека;

– отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конечное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и измененный объект не может признать идентичным исходному;

– трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к другому частному без соотнесения с общим;

– ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.

III. Период конкретного мышления – от 7 до 11 лет. Ребенок удерживает в памяти образы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мышление данного этапа характеризуется тем, что касается только конкретных предметов и явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации, однако он неспособен мыслить гипотезами.

IV. Период формально-логического абстрактного мышления – после 11-12 лет и в течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышление, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.

Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действия к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.

Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.

1. Первый уровень – «метод силы» – ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть фигурку в первое попавшиеся отверстие.

2. Второй уровень – «метод удачной дырки» – ребенок, запомнив отверстие, в которое провалилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные. На этом уровне ребенок понял, что отверстия разные.

3. Третий уровень – «метод проб и ошибок» – ребенок последовательно пробует пропихнуть фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.

4. Четвертый уровень – «примеривание и зрительная ориентация» – это перцептивные способы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (наглядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.