Особенности развития культуры в галицко-волынский период.
КультураГалицко-ВолынскогокняжестваявляетсясоставнойчастьюкультурыРуси. Она была открытой для влияниязападной и восточнойкультур, но при этом не теряласвоейвосточнославянскойспецифики.Большоевлияние накультуру регионаимелаправославнаяцерковь, которая, несмотря на политическиенеурядицы,сохранялаосновныекультурныетрадиции. Образование в Галицких и Волынских землях продолжалотрадицииКиевскойРуси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах, существовалишколы. В них принималимальчиков с семи лет. Пройдя курсобучения, ониработали писарями в княжескойилиепископскойканцелярии,становились священникамиилипродолжалиделоотцов. Распространеннымбыло и обучениена дому, особенно для детей бояр, которые жили в загородныхусадьбах. В Галицкой и Волынскойземляхтакжесуществовалибиблиотеки при монастырях и княжеских палатах. Найденныепредметыдля письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, чтосредиремесленников, купцов, бояр и дружинниковбылараспространенаграмотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковыхтаблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте), берестяныеграмоты - в Звенигороде и Бресте. Сохранились и пергаментныеграмотыкнязей. Летописания вГалицко-Волынскомкняжествеимелосвоиособенности. Одниисследователисчитают, чтоонобылопродолжениемтрадицийкиевскихлетописцев, другиеутверждают, чтоздесьсуществоваласовершенноинаятрадиция: написаниеотдельныхповестей,своеобразныхсветскихжитий князя, которыевпоследствиибылиобъединены в единоепроизведение. Галицкие и Волынскиегородабогатыкаменнымисооружениями: храмы, княжескиедворцы, замки, укрепленныедворыбояр.Сначалакаменнымибылитолькохрамы и княжескиепалаты. Первыекаменныехрамы в Галичине и Волынипоявляютсядовольно рано - с конца IX - начала Хвека, чтобылообусловленовлияниемчешскойархитектуры. В XII-XIII вв.сформировалисьВолынская и Галицкаяархитектурныешколы. СредисохранившихсямонументальныхсооруженийявляетсяУспенский собор воВладимире-Волынском. Он построен в 1160 г. киевскимимастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Особенности культурной жизни на территории Украины в 14 – пер пол 17 вв Особенности развития украинской культуры в 14-16 вв., ее основные достижения Век, относящийся к периоду средневековья, стал в Украине временем становления культуры украинского народа. Стихийное народное образование, существовавшее в домашнем обучении Украины, стало основой и начальным этапом познания жизни и способствовало возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе в Украине. Первая украинская школа возникла в 1546 г. во Львове как частное заведение. Школы грамоты открывались тогда главным образом при церквах и монастырях, где детей обучало и воспитывало образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальным образованием. Значительным центром школьного образования и науки в Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578 г.), которая поднялась до уровня академии того времени. В ней преподавали грамматику, арифметику, астрономию, музыку, греческий, латинский, польский и славянский («руський») языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а науки преподавали Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. Основателем-протектором этой школы стал князь Константин Острджский (1526-1608 гг.) - украинский культурный деятель, просветитель, противник униатства. Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения в Украине, подготовила определенные условия для появления братских школ (около30) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах, где обучались дети шляхты, духовенства, горожан, крестьян, казаков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|