Здавалка
Главная | Обратная связь

Кроме братских, были протестантские школы на Волыни, Подолии, а также армянские школы в Галичине. Они давали образование переселенцам из других стран.



Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. Православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний в Украине. Католические и униатские школы основывались с целью распространения среди населения католицизма и униатства. В частности, иезуитские коллегиумы были во Львове, Луцке, Виннице, Баре, Каменце-Подольском, Остроге, Новгороде-Северском, Киеве и других городах. Они способствовали не только распространению образования, но и ополячиванию и окатоличиванию в первую очередь украинской шляхты и магнатов.

Для развития просвещения, науки и культуры решающее значение имело книгопечатание. В Украину книги длительное время привозились из других стран (Польши, Чехии), поскольку собственного книгопечатания не было.

Ученые считают, что первые типографии в Украине в XVI в» действовали в Каменце-Подольском и Остроге - имении Константина Острожского - известного политического деятеля Литовского государства, мецената, ревнителя православия. С Острога книгопечатание распространилось в Киев. Как свидетельствует документ, князь Острожский подарил Печерскому монастырю «...литеры и все орудия, к печатному делу принадлежащие, из Острожской типографии в лето от Рождества Христова 1531. Печатание книг началось настоящее 1533 года». Позже книгопечатание развивалось и во Львове. Московский первопечатник Иван Фёдоров (Федорович) и его помощник белорус Петр Мстиславец, гонимые в период царствования Ивана Грозного, в 1566 г. переехали в Литву, где открыли типографию в городе Заблудове (Польша). На средства, пожертвованные горожанами, Иван Федоров основал собственную типографию во Львове (1573 г.), а в следующем году увидели свет и первые книги - «Апостол» и «Букварь» для обучения детей грамоте. Начало книгопечатания - знаменательное событие в культурной жизни Украины.

В конце XVI-начале XVII вв. в городах Украины насчитывалось около 40 типографий, в частности во Львове, Остроге, Кременце, Яворове, Киеве, Почаеве, Луцке, Новгороде-Северском, Фастове, др. Известными последователями Ивана Федорова стали печатники Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей Вербицкий, Памво Беринда, Тарас Земка и др. Украинские печатники издавали немало полемической литературы антиуниатского содержания.

Культура украинского народа ярко отражена в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках, которые славили героическую борьбу украинских казаков против угнетателей и иноземных захватчиков. О нападении турецких и татарских орд рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунай, чего смутен течешь?», «Байда», а также думы «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Много песен и дум посвящалось народным героям - Наливайко, Сагайдачному, Сулиме, Павлюку, Острянйну.

строжская школачасто называемая не совсем точно академией — основана не ранее 1577 и не позже 1580 г. князем Константином Константиновичем О. Целью ее было поднятие образовательного уровня православного духовенства, для лучшей защиты православия против католичества. По программе и системе преподавания О. школа стояла выше всех тогдашних православных училищ. Основатель ее неоднократно выражал намерение преобразовать ее по типу западноевропейских университетов, но не успел этого сделать. В программу преподавания входили, кроме славянского, языки греческий и латинский и так называемые свободные науки. Первыми наставниками были греческие дидаскалы, присланные константинопольским патриархом; впоследствии О. приглашал и протестантских учителей по светским наукам. В О. училище шли учиться из Галиции и Литвы; Поссевин в 1581 г. писал, что этой школой "далеко и широко распространяется схизма". Корпорация наставников занималась составлением церковно-полемических и исторических сочинений; поэтому в тесной связи со школой стояла типография. При сыне Константина, Януше, О. школа пришла в упадок, так как не получала материальной поддержки от владельца, а около 1640 г. перестала существовать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.