Рассматривание картины Шишкина И.И «Зима».
Тиунова Наталия Альбертовна
(специальность 050144 «Дошкольное образование»)
Группа Д-42
Контрольная работа и практика
По методике развития речи
Вариант
Преподаватель МДК
Прохорова Т.В.
4 вариант
Задание 1
1. Да
2. Да
3. Да
4. Да
5. Нет
6. Да
7. Нет
8. нет
9. нет
Задание 2
1-б
2-а
3-д
4-в
5-г
Задание 3
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.
Игра «У меня нос, а у тебя? »
Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию
Игровое упражнение «Чей голос? »
Цель: учить в употреблении названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.
Игра «Кто у кого? »
Цель: учить в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Игра « Слова- антонимы»
Обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.
Задание 4
Г, Ж, З, Е, К, М.
Задание 5: Пересказ Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой»
Задачи:
1. Продолжать учить пересказывать текст по частям, опираясь на план, предложенный воспитателем;
2. Развивать умения отвечать на поисковые вопросы, уметь рассуждать;
3. Формировать у детей представление о роли леса в жизни человека и природы;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, культуры поведения.
ПЛАН- конспект ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
Игра « Где мы были, что мы видели?»
В процессе игры используются сюжетные картинки « Сад», « Лес». Воспитатель обращается к ребенку с вопросом « Где ты был, что ты видел?» Дети отвечают:
-« Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив».
- « Я был в лесу. Видел много сосен, елей, рябин, берез».
Объявление темы.
-« Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ В.В. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой». Слушайте внимательно!»
3.Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Вопросы к детям:
-« О ком говорится в этом рассказе?»
-« Чье пение услышали девочки?»
-« Почему пение соловья им так понравилось?»
-« Как поступила с остатками еды Оля?»
-« А как Лида?»
-« Чем поступок Лиды отличается от Олиного?»
-« Почему Лиде стало стыдно?»
- « Где девочки слушали пение соловья?»
-« Что делали девочки, когда услышали соловья?».
Воспитатель выслушивает ответы детей, исправляет грамматические ошибки в построении предложений.
Физкультминутка. Игра « Ослик».
5.Повторное чтение рассказа ( с установкой на последующий пересказ трем детям)
-«Ребята, еще раз послушайте еще раз, затем три человека должны мне его пересказать».
6. Пересказ рассказа детьми.
7. Итог занятия:
-« Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?»
-« Если вы отдыхаете в лесу, то как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?».
Практическая часть.
Задание №1.
. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе»
Рассматривание картины Шишкина И.И «Зима».
Цель: Познакомить с картиной и художником. Учить детей подбирать слова – определения, эпитеты, сравнения. Учить описывать свои чувства и настроения, вызываемые картиной. Учить подбирать красочные выражения для описания. Содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа; умение видеть его настроение в зависимости от содержания; узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование Репродукция картины Шишкина И.И. «Зима», мнемотаблицы.
Предварительная работа: Наблюдение за зимними явлениями в природе, экскурсия в зимний лес, рассматривание иллюстраций и репродукций – зимние пейзажи. Чтение рассказов и стихов о зиме, беседа на тему: «Времена года», Д/и «Художественный салон».
Структура занятия
| Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| | Организационный момент Чтение стихотворения:
| Снежные пушинки
Падают с небес.
В кружева оделся
Молчаливый лес.
Солнце из-за тучи
Ласково глядит.
И земля в алмазах
На ветру блестит.
Зеленеют ели
В белой бахроме.
Видится им лето
В величавом сне.
Красная калина у дороги спит,
Вся в рубинах ярких,
словно брошь горит.
Белым покрывалом вытканы поля.
Кажется невестой русская земля.
-Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие в такой зимний лес? Ну, тогда в путь
|
| | Мотивационный момент: (Звучит музыка, появляется кукла Снежная Королева.)
| Посмели вы сюда прийти?
В моем лесу покой нарушить?
Так вот! Его вам не видать.
Я заморозила его,
И в льдинки превратила.
Пусть все узнают Королевы Снежной силу!!!
Улетает. Кто же это такая?
Ой, ребята, как сразу холодно и скучно стало в этом лесу. Посмотрите, на пенечке лежит конверт. (Читаем письмо.)
«Друзья не теряйтесь, за дело принимайтесь. Чтоб развеять чары Снежной Королевы вы должны преодолеть препятствия. Мои волшебные снежинки помогут вам в этом. Зимушка Зима».
- Вы хотите помочь зимнему лесу? Расколдовать его?
| Снежная Королева,
ДА, давайте поможем! Дети отправляются в путешествие по зимнему лесу.
| | Основная часть:
Дидактическая игра
| -Посмотрите, сколько снега намело, стало все белым, бело. Какие красивые снежинки, они еще и волшебные. Сейчас мы с вами украсим елку волшебными зимними словами. А помогут нам в этом снежинки, они не обычные, с картинками.-Подумайте, какие зимние красивые слова подходят к картинке на снежинке.
Посмотрите, какая красивая, необычная елка теперь будет в зимнем лесу. -Предлагаю вам отправиться в путешествие дальше.
| Дети украшают елку снежинками, называя слова определения, отвечающие на вопросы; какой, какая, какое.)День – Морозный, солнечный, ясный, зимний.Зима – Снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, вьюжная, унылая. Снег – Белый, мягкий, пушистый, голубой, рыхлый, серебристый, скрипучий, холодный.
Ветер-сильный,холодный,порывистый, морозный, ледяной.Мороз – Трескучий, слабый, сильный, крепкий, лютый.Сосулька – Ледяная, холодная, зеркальная, прозрачная, длинная.Погода – морозная, снежная, ветреная, солнечная, пасмурная.Небо – Голубое, ясное, серое, облачное, пасмурное.Снежинка – Пушистая, красивая, хрупкая, легкая, воздушная, белая.Зимние месяцы – Декабрь, Январь, Февраль, холодные, снежные, лютые, морозные.
| | Игровая ситуация
| (На пути у детей музыкальный сугроб). Посмотрите, что это у нас на пути? -Какой большой сугроб. Сколько много снежинок намело. Давайте дотронемся до сугроба.
| Сугроб, Дети дотрагиваются до сугроба
| | Прослушивание музыки
Чайковский П. И. Времена года «Декабрь».)
Звучит музыка Чайковского П. И. «Танец снежинок».)
| Звучит музыка, дети узнают композитора и название произведения. Чайковский П. И. Времена года «Декабрь».
Воспитатель предлагает детям дотронуться до сугроба еще раз и выразить в танце то, что они почувствуют
|
| | Игра « Волшебный лес»
| -Каждый из вас назовет слово о зимнем лесе. Какой бывает зимний лес? (Дремучий, волшебный, непроходимый, темный, сосновый, сказочный, спящий, красивый, хвойные, зеленый.)
Мы справились с заданием, отправляемся дальше.
| Дети передают снежинку друг другу, называя определения к слову лес
|
| Отгадывание загадок
| По дорожке мы пойдем, и к избушке подойдем. Здесь загадку отгадаем, кто живет в ней, мы узнаем.
«Хоть сама и снег, и лед, а уходит слезы льет».
| Зима
|
| Сюрпризный момент: появление персонажа зима
| Здравствуйте, ребята.
Вот спасибо вам друзья,
Зимушка вам рада.
Лесу вы помогли,
От беды его спасли.
Через все прошли преграды,
И за это вам в награду,
Подарить картину рада!
(Дарит картину).
Эту картины написал художник Иван Иванович Шишкин. Называется она «Зима».
Много художников жило в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете любил изображать леса, реки, деревья…Все вместе это называется «пейзаж». И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.Он и сам был такой — широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик — его и не видно в толстых пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать — глаз не оторвешь!Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит — залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся! Зимние пейзажи редко встречаются в тематике художника-пейзажиста Шишкина, тем ценней для нас эта работа.Работа хранится в Государственном Русском музее, где вы можете ее посмотреть в оригинале..-Спасибо, зимушка. Ребята, давайте полюбуемся этой картиной.
|
|
|
| воспитатель читает стихотворение Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
-Как созвучно это стихотворение Тютчева Ф.И с картиной Шишкина И. И. «Зима». О чем нам рассказали художник и поэт в своих произведениях?
|
Художник и поэт рассказали о зимней природе
|
| Рассказывание стихов
| -Глядя на эту картину, невольно вспоминаются стихи, какие стихи вы вспомнили?
| Темный лес – что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути,-
Ни проехать в лесу
Ни пройти.
|
|
| «Какие красивые стихи вы рассказали. Они подчеркивают всю красоту зимнего леса. Как жаль, но мне пора с вами расставаться»- говорит зима.
Кончается время волшебных минут
Меня уже вьюги в дорогу зовут.
Туда, где без края снега, да снега,
Где воют метели, и свищет пурга.
Мне медлить нельзя, я должна торопиться
Вам картину зимнюю оставляю я,
Посмотрите, полюбуйтесь на нее друзья
|
|
| Наблюдение художественной картины
| -Ребята, зима ушла, а я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
-Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? -Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох, Что вы слышите?
-А сейчас давайте внимательно рассмотрим картину. Чтобы вам было удобно давайте присядем на наши волшебные, зимние сугробы.
-Что изображено на картине? -Какой это лес? -А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? -Каким художник изобразил на картине снег?
-Посмотрите на цвет снега. -А каким художник написал небо?
-А что лежит на земле под снегом? -Какое название вы бы дали картине и почему?
- -А сейчас послушайте мой рассказ об этой картине.
«Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как – бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеет на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
| Морозный, прозрачный, свежий, легкий
Скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку
Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега
Это старый, дремучий, непроходимый лес
Потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри.
Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).
Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый - это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени, он еще и голубоватый
Между темных силуэтов деревьев видно зимнее, чуть розоватое небо.
Огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали
|
| Рефлексия
| -Сегодня мы с вами увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.
-Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам запомнилось в путешествии?
| Да понравилось. Запомнилась зима, картина которую написал Шишкин, она называется «Зима»
|
| Использованные методы на занятии: наглядные, практические.
Приемы: наглядные, словесные, игровые.
Профессиональные умения воспитателя
Культура речи воспитателя на высоком уровне, воспитатель точно и ясно выражал свои мысли. Образная речь, эмоциональная и интонационно выразительная. Доступность речи для детей по форме и содержанию понятна. Воспитатель умеет легко и быстро наладить контакт с детьми в процессе общения. Педагог с легкостью руководит общением детей в группе.Воспитатель умело организовал познавательную деятельность детей так, чтобы она способствовала развитию диалогического общения.
Конспект занятия
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|