Диагностические задания
Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
|
|
|
| Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать
на вопросы
*
| Беседа по вопросам
| Вопросы: - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Как называется улица, на которой вы живете? - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие
| 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
| Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения
| Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака
| Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь?
- А что сказал человек?
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям
| 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды
| Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта,
| Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина,
| Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было
| 3 балла - ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным
|
|
|
|
| о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
| набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился
| составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. - Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
| развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
2 балла- ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
| Умение быть доброжелательным собеседником
| Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности
| | 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.
2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания).
1 балл- ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует
| Знания ребенка о синонимах и антонимах
| 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови»
| Задания: 1. Выбери из трех слов два слова - «приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; - большой, красивый, огромный;
в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.
| 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл - ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок
|
|
|
|
| | 2. Игра «Скажи наоборот»
| 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться)
| | Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов
| Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)
| Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).-2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие
| 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов.
2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.
1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя
| Знания о звуке, слоге, слове, предложении
| 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
2. Выделение в слове слогов.
3. Выделение в слове заданного звука
| Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.
| 3 балла - ребенок различает понятия <ввук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит.
|
| | | 1 балл- Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок
|
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
№ п/п
| Ф. И. ребенка
| Умение логично рассказывать, отвечать на вопросы
| Умение составлять рассказы
| Знания о синонимах и антонимах
| Знания о звуке, слоге, слове, предложении
| Умение быть доброжелательным собеседником
| Умение употреблять в речи сложные предложения
| Умение пересказывать и драматизировать
| итог
| | | | | | | | | | |
| Ева Кузьминых
| в
| с
| с
| в
| в
| с
| с
| с
|
| Арсений Шерстнев
| с
| с
| с
| с
| с
| с
| с
| с
|
| Андрей Мокрушин
| н
| н
| н
| н
| н
| н
| н
| н
|
Индивидуальный план по развитию речевых навыков для Андрея Мокрушина
1) Сформировать навык составления сложных предложений и умения их употреблять в связной речи;
2) Учить пересказывать текст близко к содержанию;
3) Формировать умения логично выстраивать связный текст;
4) Развивать умения составлять составлять рассказы – описания;
5) Развивать умения связно отвечать на вопросы полным ответом.
Список литературы
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2004.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1981.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|