Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностические задания



Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы * Беседа по вопросам Вопросы: - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Как называется улица, на которой вы живете? - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было 3 балла - ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным

о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. - Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла- ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл - ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
Умение быть доброжелательным собеседником Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности   3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания). 1 балл- ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует
Знания ребенка о синонимах и антонимах 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» Задания: 1. Выбери из трех слов два слова - «приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; - большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл - ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок

  2. Игра «Скажи наоборот» 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться)  
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).-2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя
Знания о звуке, слоге, слове, предложении 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. 3 балла - ребенок различает понятия <ввук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит.

 

      1 балл- Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

№ п/п Ф. И. ребенка Умение логично рассказывать, отвечать на вопросы Умение составлять рассказы Знания о синонимах и антонимах Знания о звуке, слоге, слове, предложении Умение быть доброжелательным собеседником Умение употреблять в речи сложные предложения Умение пересказывать и драматизировать итог
                   
Ева Кузьминых в с с в в с с с
Арсений Шерстнев с с с с с с с с
Андрей Мокрушин н н н н н н н н

 

Индивидуальный план по развитию речевых навыков для Андрея Мокрушина

1) Сформировать навык составления сложных предложений и умения их употреблять в связной речи;

2) Учить пересказывать текст близко к содержанию;

3) Формировать умения логично выстраивать связный текст;

4) Развивать умения составлять составлять рассказы – описания;

5) Развивать умения связно отвечать на вопросы полным ответом.

 

 

Список литературы

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1981.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.