Здавалка
Главная | Обратная связь

Центрические сооружения доюстиниановской эпохи.



Центрический тип – еще один, существовавший в раннем христианстве помимо римской колонной базилики. В основном, это купольная архитектура. В Византии именно этой типологии и принадлежит будущее (центрическая архитектура создает ощущение идеального покоя в замкнутом мире). Это, как правило, баптистерии (крещальни), мавзолеи (начало и конец жизни) и мортирии. В 4в возникли круглые центрические здания, в плане это квадрат, круг, 8угольник или равноконечный крест. Небольшие центрические постройки, как правило, воздвигались рядом с базиликами.

Санта Костанца в Риме, ок350г. Для дочерей Константина. Бетон и кирпич, нет наружных украшений, объемы прорезаны однообразными рядами окон. На западе нечто на подобие экзонартекса. Купол довольно большой, тяжелый, в центре, на барабане, скрыт цилиндром. Опирается на круг спаренных колонн. Вокруг кольца колонн – круговой обход (цилиндрические своды, принимают распор купола и передают его на стены). Как бы базилика (3 нефная), свернутая в кольцо. Вся структура обнесена колоннадой. В обходе, по линии креста (по горизонтали север-юг) круглые ниши (там мозаики), по прямой (запад-восток) – прямоугольные ниши, он полутемный. Получается, что крест пространственно выделен. Вход с запада выделен мрамором (это во всех раннехристианских и византийских храмах). Благодаря окнам барабана пространство хорошо освящено. Алтарь под куполом, то есть, все действие выносится на обозрение. Пяты сводов опираются на своеобразные подушки (кульваны), чем-то они подобны антаблементу, но форма более абстрактная; это для того, что передавать распор сводов. Колонны сдвоены попарно, расположены друг за другом (по вертикальной оси), а не рядом друг с другом. Все пространство было покрыто мозаиками.

Санта Стефана ротонда, сер 4в. Намного больше Костанцы. Выделяется круговой центр, имеет барабан с окнами, приподнят над остальным зданием, завершается шатром. Вокруг 2 кольца колонн (2 круговых обхода), колонны не сдвоенные, так как верх значительно легче. Как будто свернута 5 нефная базилика. Если Костанцу окружает колоннада (своеобразный свернутый атриум), то здесь окружает стена, а внутри 4 объема («рукава креста»), образуют между собой сложную фигуру, перекрытую куполом и проходы; объемно выделен крест. По круговому обходу прямые своды, а не стропильные. В 9в в центр добавили площадку, на которой расположился престол, ее фланкируют две колонны (как подпорки). Фрески уже после ренессансные. Недавно открыли три ранне христианские мозаики.

Ротонда св. Георгия и арка Галерия в Салониках, к3в. Турки ко всем церквям приставили минареты. Ротонда св. Георгия это римское здание, превращенное в церковь в н5в. Объем старый круглый римский, с восточной стороны приделали пристройку для алтаря. Купольное здание, внутри цилиндра скрыт римский цилиндр.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, 425г. Рядом ее дворец и большая базилика Санта Кроче, у ее южной стороны центрическое сооружение крестового плана, кирпич. Это куб, верх его завершает скрытый купол, рукава креста сводчатые, наружи выходят кубическими пристройками, черепица. Снаружи по рукавам пушен пояс декоративных плоских ниш, это почти как аркатурно-колончатый пояс, только намного больше и выше (почти на всю высоту). На самом деле аркатура – это контрфорсы. Окна заделаны алебастром. Сильно нарос культурный слой. В каждом рукаве креста должны были стоять гробы. От пола до пят свода все задрапировано золотистым мрамором. Каждый рукав креста завершается люнетом, где мозаична композиция. Из пят вырастают дуги, обрамляющие различные своды. В одном люнете сцена мученика Лаврентия, идущего на смерть. Выше – беседующие апостолы. Здесь почти все сохранилось. В куполе темно синее звездное небо, в середине золотой крест, по торцам 4 символа евангелистов.

Баптистерий православных в Равенне, 1п 5п. Помещение для крещения, стоит отдельно. Культурный слой около 3м. кирпич. Здание октагональное. На 4х гранях ниши, которые сильно выступают наружу. Был плоский потолок, потом купол (сер5в), он располагается чуть выше окон, скрыт прямыми стенами. Эти стеночки декорированы ламбардскими арками (в одну арку посередине как бы врезается еще одна, только маленькая; чем-то похоже на ласточкин хвост). Купола делались здесь из полых металлических труб, вставленных друг в друга, поэтому в Равенне они купола. На уровне окон лента стуковой декорация, выше мозаика.

Баптистерия ариан в Равенне, к5в. 8граней, он попроще, большой купол, на 4 концах выступают ниши.

Баптистерий при соборе Сан Джовани ин Латерано в Риме, 315, 432-440г. Частично взорван. Легок и прозрачен, составная фигура. 1 этаж: колонны по углам 8гр, далее более тонкие колонны на антаблемента нижних, выше расписные плафоны. То есть 2яр прозрачная колоннада.

Церковь св. Георгия в Эзре, 515г. Куб в плане, купол на 8 опорах (арки, 8гранный барабан), вписан в октагон, по 4м углам полукруглые ниши. Все четко и точно, единая система соподчинений, цельно, компактно, купол не доминирует. Крупная квадровая кладка; Николай 2 помог с реставрацией купола. Внутри громоздко и неуютно. Вокруг широкий обход. Апсида граненая, по бокам 2 замкнутых прямоугольных помещения. Алтарь внутри полукруглый, отстоит на ячейку от остального пространство (просбитерий, так обычно называют то помещение).

Собор свв. Сергия, Вакха, и Леонтия в Босре, ок 512г. Руина. Купол имел 4 апсидиона (лепестковый тип), лепестки сформированы колоннами, в углах столбы, поддерживающие купол.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.