Здавалка
Главная | Обратная связь

Св. София Константинопольская.



Великая София Константинопольская, 532-537г, Анфимий из Трал и Исидор из Милета. Патриарший храм, самый большой храм Константинополя и империи, он полностью доминировал над городом. Сейчас это не так, так как целый ряд мусульманских мечетей повторили структуру Софии, то есть вокруг много плагиата. Нет прямых предшественников и последователей. Строительство во время Юстиниана, еще в 4в при Феодосии 1 тут был старый храм Софии. Старый храм – базилика без купола, большая и длинная, площадь этого храма равняется площади прежнего. Сейчас она еще обстроена со всех сторон мавзолеями и 4мя минаретами, так что теперь выглядит сильно загроможденной. По типологии – купольная базилика, это сложное сочетание базилики и купола, поэтому она невольно укорачивается, переход от сводов к куполу через паруса, иерархия объемов, пирамидальная композиция. Был атриум, экзонартекс, нартекс – там крестовые своды. Центрическое начало доминирует. Площадь 75х70м, диаметр купола 32м, высота 65м (но это не изначальный купол, тот обвалился в 8-9в при землетрясении, был почти плоский, этот поднят, тыквообразный). Четыре мощные центральные столба поддерживают купол (их тектоничность скрыта декорацией), они же разделяют пространство на 3 нефа (доминирует центральный, боковые отделены). Продольный распор купола (запад-восток) погашается системой постепенно уменьшающихся полукуполов, к центральному примыкают 2, к каждому из них еще по 3 (расположены трилистником, не соприкасаются), с западной стороны центральный из трех малых полукуполов заменен цилиндрическим сводом (соответствует императорскому входу). Конха апсиды включена в систему полукуполов. Поперечный распор купола (север-юг) переносится через систему крестовых сводов (вообще все боковое пространство занято крестовыми сводами) боковых нефов на мощные столбы-контрфорсы, которые размещены снаружи напротив подкупольных опор (всего их 8, а вместе с подкупольными – 12). Это полностью сводчатое пространство, своды – своеобразные аркбутаны (переносят распор на внешние стены, куда встроены контрфорсы). Центральное пространство окружено 2эт обходной галереей (вплоть до алтаря). Материал – кирпич и тесаный камень, подкупольные столбы – крупные тесаные блоки известняка (замаскированы цветными мраморами – отражают потоки света). Стены не выглядят материально, скорее ажурно – множество окон. В 9в землетрясение, храм немного перестроен: купол, к стенам приставлены массивные контрфорсы, в северном и южном люнетах сейчас по 2 ряда окон (было сплошное застекление). Такое застекление осталось на западе (сплошь стекло). В Константинополе окна всегда арочные, если большие, то делаются перемычки и колонки-опоры. Из нартекса в храм 9 дверей: центральная выделяется для императора, по бокам от нее 2 чуть поменьше, остальные 6 еще меньше, они для людей. В Софии много театрализованного и церемониального (когда император шел в церковь, его сопровождал хор, иконы, свита – все как при Крестном ходе, по другую сторону царских дверей его встречал патриарх, которому он три раза кланялся). Рядом находился Большой Императорский дворец, он мог проходить по улице, а мог через внутренние ходы. По сторонам от центральной двери были очень важные драгоценные иконы, над ней в люнете мозаика 9в, при Льве 6, коленопреклоненный император перед Христом на престоле.

Многие изображения были замазаны, так как в мусульманстве запрещено было изображать лики. Долго даже не знали, что там мозаики есть. До уровня второго этажа – мраморная облицовка, выше мозаики и мрамор; под окном люнета в плоских арках шли мозаики; горизонтальные линии: две чугунные решетки, которые идут по всей поверхности (между 1 и 2 этажом, на балконе и на уровне ниш, под люнетом). В апсиде Богородица на троне с младенцем, в виме стражи Богородицы (Михаил и Гавриил). Везде золотой фон.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.